Введение
Согласно одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Еще за два года до этого, Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы, одним из которых стало организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля государственных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти с начала административной реформы в России и вплоть до сегодняшнего дня является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное, в том числе, на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности в экономической сфере.
Вплоть до недавнего времени для системы государствен¬ных органов исполнительной власти было характерно сосредоточение у од¬ного органа власти одновременно управленческих, организационно-распо¬рядительных, а также разрешительных и контрольных функций. Такое по¬ложение влекло за собой параллелизм, дублирование функций, что на фоне плохой координации деятельности контролирующих структур стало благодатной почвой для различных злоупотреблений и коррупции. Поэто¬му утверждение новой системы и структуры федеральных органов испол¬нительной власти, изменение статуса контрольно-надзорных органов и введение новой системы (федеральное министерство - федеральное агентство - федеральная служба) следует признать, несомненно, позитивным шагом, при котором важные функции контроля и надзора были переданы федеральным службам.
В результате реформы системы федеральных органов исполни¬тельной власти, санкционированной указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана система государственных контролирующих органов исполнительной власти в экономической сфере России, включающая в себя, в частности, следующие государственные стрктуры: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Для правильного понимания механизма и выявления национальных (российских) особенностей реализации контрольных функций государственными контролирующими органами исполнительной власти в экономической сфере России представляется актуальным исследование, во-первых, правовой природы и сущности государственного контроля в России как формы юридической деятельности, во-вторых, выявление системы уполномоченных на осуществление государственного контроля в экономической сфере государственных органов исполнительной власти, в-третьих, определение проблем реализации контрольных функций и путей их решения в процессе проводящейся в России административно-правовой реформы.
В современном обществе государственный контроль выражается в деятельности соответствующих государственных органов, должностных лиц; он неразрывно связан с другими функциями государства; контроль пронизывает все сферы жизнедеятельности государства, направляя их в русло законности и правопорядка. Контроль, с одной стороны, - это неотъемлемый элемент функции государственного управления, составная часть всякого рода работ, а с другой стороны - самостоятельная функционально обособленная деятельность получающая, в свою очередь, выражение в сознательной, целенаправленной, положительно организующей деятельности творческого характера. По отношению к основным функциям государства контроль является функцией вспомогательной, вторичной и объективно необходимой.
Все изложенное предполагает эффективное функционирование в сфере российской экономики и экономических отношений специальных механизмов государственного контроля в лице наделенных соответствующими полномочиями контролирующих органов исполнительной власти. Выступая в качестве действенной юридической деятельности государственных органов по устранению различного рода отступлений от закона, одновременно являясь важнейшей функцией государства (наряду с государственным надзором), способом и гаратией обеспечения законности и правопорядка, контроль в условиях административно-правового реформирования современной России придает необходимый динамизм экономическим преобразованиям, становится одним из решающих факторов углубления демократизма и построения в России сильной конкурентоспособной экономики.
Актуальность исследования обусловлена и тем обстоятельством, что при реализации правового подхода к государственному контролю в условиях административно-правовой реформы в России необходимо четко разграничить предметы ведения и полномочия в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В целях недопущения осуществления аналогичных по содержанию мер необходимо предусмотреть запрет на проведение государственного контроля и надзора в отношении одного объекта одновременно органами государственного контроля и надзора разных уровней власти.
Целью исследования является определение юридической природы форм и методов государственного управления в экономической сфере .
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
- исследование и формулирование понятия государственного контроля в России как формы юридической деятельности с учетом первых предварительных итогов проводящейся в России административной реформы;
- исследование сложившейся в пореформенный период системы государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- исследование и систематизация нормативных и организационно-правовых основ деятельности государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- определение основных задач и принципов контрольной деятельности государственных органов в экономической сфере;
- изучение и систематизация полномочий и особенностей деятельности должностных лиц государственных контролирующих органов в экономической сфере России;
- исследование механизма и основных направлений взаимодействия государственных контролирующих органов в экономической сфере России с государственными правоохранительными и правоприменительными органами;
- выявление проблем реализации контрольных фунций государственных органов в экономической сфере и путей их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления государственными органами исполнительной власти государственного контроля в экономической сфере России.
Предмет исследования составляют нормы административного, конституционного и уголовного права, определяющие механизм реализации контрольных функций государственными органами исполнительной власти в экономической сфере России в пореформенный период.
Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д.
Содержание
Введение3
1. Понятие и сущность форм и методов государственного управления в экономической сфере .8
2. Юридическая природа и система государственных контролирующих органов в экономической сфере в пореформенный период ...15
3. Механизм и особенности реализации контрольных функций государственными органами в экономической сфере России на современном этапе19
Заключение.22
Литература..24
1. Административное право - Попов Л.Л., Москва, 2005
2. Административное право и процесс: Полный курс - Тихомиров Ю.А., Москва, 2008
3. Административное право: Учебник - Козлов Ю.М., Москва, 2008
4. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005
5. О специфике некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства более подробно см.: Кошкина М. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. М.: Композитор, 2002. С. 975.
6. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. С. 4243.
7. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 167.
8. Шутов Г.С. Основные задачи и принципы деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в России // Право и жизнь. 2007. №112 (7). 1,2 п.л.
9. Шутов Г.С. Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. № 111(6). 0,7 п.л.
10. Шутов Г.С. Полномочия и особенности деятельности государственных контролирующих органов в экономической сфере Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. №113 (8). 0,6 п.л.
11. Шутов Г.С. Понятие государственного контроля и система государственных контролирующих органов Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 5. 0,4 п.л.
12. Экономика общественного сектора: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. С.147.
13.