"Американское (а за ним и мировое) экспертное сообщество изучает отдельные проявления текущего кризиса, обходя его реальные причины и следствия" (М. Хазин) Мы живем в период очень серьезного и масштабного кризиса, вслед за которым необходимо ожидать радикальных изменений: социальных, политических, экономических. Поскольку инерция мышления сильна, постольку кризис рассматривается зачастую как явление сугубо экономическое. Однако даже самые оптимистические прогнозы говорят о нелегких временах в ближайшие годы. Только не слишком большая группа экспертов утверждает, что кризис носит фундаментальный характер, и должен рассматриваться как предпосылка смены не только типа хозяйствования, но и системы ценностей. Но, к сожалению, и в последнем случае авторам не хватает фундаментальной теории, которая могла бы включить в себя как частное объяснение и модель экономического кризиса. В социокультурной теории Сорокин сразу же проводит демаркационную линию между своей теорией и двумя крайними точками зрения на кризис. Первую группу составляют те, кто считает этот кризис обычным, говоря языком экономистов — циклическим. Во второй группе — сторонники органической теории (О. Шпенглер), полагающие, что кризис является следствием естественного старения культуры. Этот кризис не обычен, а экстраординарен, отвечает Сорокин первой группе экспертов. Однако он не так натуралистичен и радикален, как говорят вторые. Речь, по мысли русского социолога, идет о смене типов культур: чувственной на идеациональную. Кризис демонстрирует замену системы знания о мире набором частных сведений о различных областях контролируемой человеком реальности: «знать все больше о все меньшем», по острому замечанию русского социолога.
Эссе Текущий кризис в свете теории кризисов
-