Введение Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений сегодня, является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в старшем дошкольном возрасте повышает процент успешной обучаемости детей в школе. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходят существенные изменения в личности ребенка. В данный период развития ребенка ведущая роль отведена игре. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. В связи с этим цель моей работы состоит в изучении особенностей развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре. Задачи направлены на рассмотрение: - развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста; - дидактической игры как средства, умственного развития; - методик исследования уровня развития мышления, памяти, внимания у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: игра является ведущим средством развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. В качестве объекта исследования выступают игра дошкольника. Предмет исследования – познавательное развитие ребенка дошкольного возраста.
Оглавление Введение 3 Глава 1. Особенности развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Общее развитие психики у детей старшего дошкольного возраста 5 1.2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста 10 1.3. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста 12 1.4 Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста 15 Выводы по главе 1: 22 Глава 2. Роль игры в развитии интеллектуальных процессов у детей дошкольного возраста 23 2.1. Игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста 23 2.2. Дидактическая игра- средство умственного развития 24 2.3. Методики исследования уровня развития мышления, памяти, внимания у детей старшего дошкольного возраста 29 Выводы по главе 2: 40 Заключение 41 Список использованной литературы 42
Список использованной литературы 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - М.: Просвещение, 1988 2. Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // «Начальная школа», 2003, № 8 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 2001 4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1999 5. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – с. 16 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1997 7. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,2005 8. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005 9. Диск "Занимательные уроки для подготовки к школе" (Свидетельство Роспатент об официальной регистрации программы 2008615036 от 20.10.2008) 10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000 11. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003 12. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. - М. Наука, 2005 13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, в 2х томах. – М.,1998 14. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1975 15. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.,2002 16. Клочко E.B. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 2007 17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2004 – с.26 18. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2005 19. Лазарева С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста // «Открытый урок» 2005-2006 20. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. / отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. - Кишинев: Штиинца, 1987 21. Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. -2006 - № 5. - С.135 22. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. - М., 2006 23. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2008 24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн.: - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.1 25. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: АСТ, 2001 26. Стрелкова Е.А. Игра – это серьезно! // Начальная школа: плюс – минус. 2001. № 4 27. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей \ Начальная школа. - №6. – 1997 28. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М.: ТЦ “Сфера”, 2007 29. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М.: Владос, -2000 30. Эльконин Д.Б. Психологические игры, 2-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 – с. 25