Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От чита¬теля требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача насто¬ящего и будущего. Вот каким образом Астафьев пытался «выразить» изображение русского национального характера в своем произведении.
2. Зачем живет человек? ( повесть В. Г. Распутина « Пожар», «Прощание с Матерой»).
Российский читатель узнал о Валентине Распутине после публикации таких овестей, как «Пожар», « Прощание с Матерой». Это произведение ввело в литературу новую тему. Распутин лучше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос «Кто мы есть?».
В повестях Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и «По¬жар» мы наблюдаем трагический конфликт между человеком и природой.
Фактически второе произведение продолжает тему первого, ко¬торое, в свою очередь, является логическим продолжением всего предшествующего творчества писателя.
Матера это не просто земля, остров, определенная террито¬рия, которую должны затопить. Матера это образ-символ. В нем звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и воз¬мужалость, матерость. «Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и вся¬кой твари по паре всего, отделившись от материка, держала она в достатке не потому ли и звалась громким именем Матера?»
Об огромном вреде природе, человеку, нанесенном «стройками века», кампанией против неперспективных деревень, которая по¬жаром пронеслась по всей стране, сегодня говорит художественная литература, в частности Валентин Распутин в повестях « Прощание с Матерой» и «Пожар».
«Пожар» своеобразное продолжение «Прощания с Матерой». Если Матеру уничтожает разлившееся «море» водохранилище, то гибель Сосновки от разложения внутри, от размывания нару¬шенных нравственных устоев.
Поселок Сосновка, где живут бывшие крестьяне шести затоп¬ленных деревень-горемык, больше похож на селение бивуачного типа. И здесь живут, «не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь, с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать». Крестьяне, лишенные корней, и временные рабочие леспромхоза усвоили психологию ар¬харовцев, людей, лишенных чувства хозяина земли, своего труда, а потому равнодушных ко всякому делу. Люди безразличны к своим домам («в старых деревнях и жизни не могли представить себе без зелени пол окнами, здесь и палисадники не выставляли»), к своему поселку, в котором видят временное пристанище (хотя живут здесь больше двадцати лет), к тайге.
Содержание
Введение.... 3
1. Человек и биосфера (изображение национального характера в произведении В.П.Астафьев «Царь- рыба»)...4
2. Зачем живет человек? (изображение национального характера в повести В. Г. Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой»)...6
Заключение.11
Список литературы ...11
Введение
По моему мнению, изображение русского национального характера в повестях В.Распутина и В.Астафьева одинакова.
В семидесятые годы 20 века в Совет¬ском Союзе были подняты проблемы экологии. В это же время Виктор Астафьев «озвучил» повествование рас¬сказов "Царь-рыба".
Валентин Распутин в своих повестях ведет размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной пози¬ции.
Я постараюсь доказать свое мнение с помощью самых известных произведений писателей это: «Царь-рыба», «Прощание с Матерой», «Пожар».
Таким образом, не смотря на различие повестей Астафьева и Распутина, в их произведениях поднимается одна из серьезнейших социально-психологических проблем - изображение русского национального характера.
1. Человек и биосфера ( произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба»).
Главные герои "Царь-рыбы" это Природа и Человек. Данное произведение называют социальным. Общечеловеческое значение имеют мысли и чувства автора. Царь-рыба это громадный осетр. С Царь-рыбой борется человек: это символ освое¬ния и укрощения природы. Борьба завершается очень печально. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она ухо¬дит от него, унося в своем теле крючки. Кульминация драматична, она выглядит следующим образом: финал - рыба «покидает» человека, чтобы умереть. "Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной за¬верти. Буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". В повествовании обозначена трагедия Человека, который завязан с Природой сильной связью, но не помнит об этом и губит ее и себя.
Вспомним эпоху Чернобыля. Эти дни всегда будут памят¬ны: кошмарны картины ядерной катастрофы. Если человече¬ство не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере сфере человеческого разума, где необходимо "мыслить и действо¬вать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте". Понятие "человечество" возникло несколько веков на¬зад, однако лишь в последние годы люди начали учить¬ся чувствовать себя человечеством нераздельной общ¬ностью.
Нарушение природного равновесия также влечет за собой изме¬нение нравственных устоев: вредные выбросы в атмосферу негатив¬но влияют на здоровье людей, что способствует развитию различ¬ных нервных расстройств на этой почве (в том числе ипохондрии), а вслед за ними и эгоизма среди населения, терпящего бедствие ре¬гиона. Рождение мутантов рождает страх, страх дает толчок жесто¬кости.
Запустынивание земель ведет к бегству людей из таких облас¬тей. Эти беженцы дают повод коренному населению районов им¬миграции еще раз проявить агрессивность по отношению к чужа¬кам. Девиз «Нам самим плохо, а тут еще и эти лезут!» становится очень распространенным.
Но не только экологическая проблема, вызванная техническим прогрессом, влияет на сознание, но и сам он прямым образом ока¬зывает такое действие. И главный враг общества самонадеянность, которая ведет к саморазрушению национального русского сознания.
Список литературы
1. «Царь-рыба» В.Астафьев, М., «Дрофа»,1998г.
2. «Пожар» В.Распутин, М., «Дрофа»,2000г.
3. «Прощание с Матерой», М., «Дрофа»,2000г.