Введение В связи с изменением содержания обучения в начальной школе на современном этапе предусматривается дальнейшее совершенствование всей воспитательно – образовательной работы в детском саду, оптимизирующее уровень подготовленности детей к школе. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка . За более чем двухвековой опыт исследования сказки, установка, доминировавшая в науке, была направлена на поиск в народной культуре следов архаики, на описание некой «пракультуры». Это, безусловно, имеет немаловажное значение для культуроведческого знания. Однако эта установка привела и к тому, что сегодня наука больше знает о дохристианской «седой старине», нежели о многовековом опыте существования фольклорных жанров и, в-частности, сказки в контексте ценностной и образной системы культуры христианской эпохи, умевшей вполне воспринять и понять ее. Отчуждение современного человека от культурно-исторической и духовной традиции в немалой степени отражает следствие преобладания такого подхода. Выявление актуального смысла объекта культуры происходит во многом путем технологии интерпретации, как ведущей формы рефлексии. Обратившись к научному полю рассмотрения природы сказки, прежде всего, можно отметить практическое отсутствие собственно интерпретаций, а также преобладание общих положений - вроде широко известного «сказка учит различать добро и зло», озадачивающего читателя сложностью приложения к конкретному тексту, вкупе с устойчивой тенденцией поиска морали, особенно характерной для толкования в психолого-педагогическом контексте. В конце 29-х – начале 30-х годов XX века всерьез обсуждался вопрос о правомочности использования сказок для воспитания детей. Русская народная сказка остается объектом дискуссии и поныне. Цель исследования: выявить роль малых форм устного народного творчества в нравственно-этическом воспитании ребёнка.
Введение 3 1. Психологические особенности сказки как средства развития 5 2. Функции иных форм устного народного творчества 15 Заключение 18 Список литературы 20
1. Гаазе-Рапопорт М.Г. Поиск вариантов в сочинении сказок // Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческих процессов. М.: Наука, 1983.
2. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004
4. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5
5. Ромашкина Н. Сказки в рисунка детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.– №
6. Смирнова А.Н. Дошкольное воспитание и обучение ребёнка. – М.: Олма-пресс, 2009
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972.
8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001
9. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.