Введение Налоги и налоговая систем являют собой стержень финансовой системы страны. Являясь не только источником пополнения доходной части бюджета, налоги активно используются государством в процессе регулирования тех или иных сторон экономической жизни. Налоговая и бюджетная система России достаточно сложна, ее сложность обосновывается особенностями устройства России как федеративного государства. Бюджетная система страны включает три уровня: федеральный, региональный и местный. За тремя уровнями закреплены собственные источники средств – это федеральные, региональные и местные налоги. Таким образом, бюджетная система отвечает федеративному устройству страны, а налоговая – потребностям бюджетной системы. Однако, на практике регионы и муниципальные образования очень сильно отличаются друг от друга по уровню экономического развития, структуре населения, природными условиями и т.д., соответственно, не всегда возможно такая ситуация, когда регион или муниципалитет существует в состоянии «самоокупаемости», то есть может осуществлять все необходимые расходы с использованием собственных источников средств. В этом случае возникает необходимость межбюджетных отношений, формами которых являются в том числе субсидии и субвенции. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение налогов, субсидий и субвенций в экономике России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. рассмотреть понятие налогов, их функции и сущность налоговой системы РФ; 2. рассмотреть понятие межбюджетных отношений; 3. рассмотреть суть субсидий и субвенций; 4. проанализировать их динамику в бюджете 2010 года.
Введение 3 1. Понятие налогов, их функции. Налоговая система России 4 2. Межбюджетные отношения как основа предоставления субсидий и субвенций 8 3. Субсидии и субвенции в российской экономике 13 4. Субсидии и субвенции в бюджете 2010 года. Проблемы реформирования межбюджетных отношений 14 Заключение 17 Список использованных источников 18
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. 2. Федеральнвй Закон «О федеральном бюджете на 2008-2010-е годы» от 29.12.2007. 3. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ, 2002. 4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2003. 5. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14. 6. Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательско-торговая корпорация «дашков и К, 2008 - 512с 7. Официальный сайт Министерства финансов Российской федерации. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ 8. Попова О., Шохина Е., Денисенко А. Налоги вместо субсидий / Эксперт online. Режим доступа: http://www.expert.ru/2009/04/14/regiony/ 9. Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11. 10. Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. М: Хабаровск, -2004 г. - 345 с. 11. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.-М:Инфра -2007.-302с. 12. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов /под. ред.Г.Б. Поляка -2007.-302с. 13. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№ 11-стр.10-13.