ВВЕДЕНИЕ В наши дни основная цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы язык выступал средством общения в диалоге культур. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Известно, что язык является средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо). Именно эти четыре вида речевой деятельности и присутствуют в поле зрения учителя. Остановимся на аудировании, как неотъемлемой части обучения иностранному языку. Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Аудирование (понимание воспринимаемой на слух речи) составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием, как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке. Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо неоднократное восприятие ее учащимися; для понимания значения можно использовать без перевода способ раскрытия значения и только, при необходимости — перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 3 I. Теоретические основы обучения аудированию 7 1.1. Аудирование как одна из форм обучения 7 1.2. Аудирование на старшем этапе в средней общеобразовательной школе…. 13 1.3. Возрастные и психологические особенности подростков, влияющие на обучение иностранных языков 17 II. Пути и условия совершенствования обучения аудированию у подростков на современном этап 23 2.1 Модель аудирования 25 2.2. Содержание и форма обучения аудированию у подростков 31 2.2. Содержание и форма обучения аудированию у подростков 31 2.3. Система упражнений по аудированию 35 2.4. Опытная работа по проблеме аудирования 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 ЛИТЕРАТУРА 51
1. Абрамова, С. Метод воспитания — «отношение в действии». Воспитание школьников / С.Абрамова // директор школы. — 2005. №1 — С.55. 2. Богомолова, Л. В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков / Л. В. Богомолова. – М.: Просвещение, 1988. – 210 с. 3. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с. 4. Гаврилова, Г. П. Личностные трудности и проблемы подростков / Г. П. Гаврилова // Психологическая наука и образование. – 1997. – №1. – С. 12-14. 5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. шк., 1982. 6. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с. 7. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 349 с. 8. Елухина Н.В «Основные трудности аудирования и пути их преодоления»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1977 - №1 - с. 18. 9. Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1986 - №5 - с. 15. 10. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 1995. – 310 с. 11. Масалев, Б. Г. Досуг детей: методология и методика: учеб. пособие / Б. Г. Масалев. – М.: Гардарики, 1995. – 182 с. 12. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский и (др.); под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983 — 608 с. ISBN 78993 13. Педагогика: учебное пособие / С.П. Баранов и (др.); под ред. С.П. Баранова. — М.: Просвещение, 1987 — 368 с. ISBN 789-67-56 14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 576 с. 15. Потанин, Г. М. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учеб. пособие / Г. М. Потанин. – СПб.: Питер, 1995. – 192 с. 16. Прихожан, А. М. Проблемы подросткового кризиса / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1997. - №1. – С. 24-29. 17. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зимченко. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1996. – 386 с. 18. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение., 1991.