ВВЕДЕНИЕ Отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений и различающая функциональные связи между ними. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и не материальных благ и услуг. Фридман рассматривает 2 способа координации экономической деятельности людей: 1) централизованное руководство, сопряженное с принуждением или иерархией; 2) добровольное сотрудничество индивидов. Основными факторами производства являются: предпринимательские способности, труд, земля, капитал. Определяющим моментом производства выступает процесс труда, который включает в себя сам труд, предмет труда и средства труда. Средства производства и люди образуют производительные силы общества. Общие моменты характерные для любой экономической системы – производство, производственные отношения, производительные силы, производственные возможности экономической системы. Но т.к. ресурсы ограничены, то общество вынужденно от чего то отказываться чтобы получить результат. То, от чего мы отказываемся называется вмененными или скрытыми издержками. Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем перераспределения ресурсов. Основная проблема эффективного функционирования экономической системы– это проблема выбора. Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Потребности общества, экономические блага Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности в благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности. Под производством понимают деятельность людей, направленную на удовлетворение потребностей и реализуемую в определенных результатах: продукцией и услугах. Производство материальных благ — это основа жизни человека и общества. Потребность — это осознанное чувство нехватки чего-либо, связанное со стремлением найти средства для ее устранения. Появление потребности обусловлено производством и в свою очередь является его стимулом. Потребности подразделяются: 1. по неотложности на: первичные; вторичные; 2. по назначению на: общественные; индивидуальные; 3. по повторяемости на: разовые; повторяемые; 4. по происхождению: экономические; неэкономические.
ВВЕДЕНИ....3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Потребности общества, экономические блага..5
1.2. Экономические ресурсы. Понятие экономических ресурсов....14
1.3. Экономическая эффективность.18
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.29
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов. Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 2005. 624 с. (главы 1,2)
2. Курс экономической теории: Учебник для вузов.Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л. -Киров, Издательство «АСА», 2001. 743 с. (главы 1,2)
3. Теоретическая экономика. : Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М., Издательство «ЮНИТИ», 2003. 485с. (главы 1.3)
4. Экономика: Учебник для вузов.Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Булатова А.С. М.: Экономист, 2004. 895 с. (введение, глава 2)
5. Экономическая теория: Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 590 с. (главы 1.1., 2.1.-2.3., 3.2.)
6. Экономическая теория: Учебник для вузов.Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2001. 542 с. (главы 1,2)
Дополнительная литература:
1. Устюжанина Л. 10 заповедей экономического мышления //Новое время №№38(2002 г.) - 6(2003)
2. Галочкин И. Мотивы экономического поведения //Вопросы экономики, №6, 2004.
3. История экономических учений (современный этап): Учебник. Рек. Мин. образ.РФ/ Под ред. А.Г.Худокормова. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 733 с.
4. Матюшок В. Система ценностей и установок человека как фактор экономического развития //Экономика в школе, №3, 2003.