Введение В настоящее время проблема организации и качества школьного физического воспитания является актуальной. Это продиктовано всеми изменениями системы школьного образования, в том числе и физического. Поэтому актуальность обновления содержания и организации школьного урока физической культуры целесообразно рассматривать не только с точки зрения его влияния на формирование личности учащихся, но и с точки зрения качества этого процесса. Повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности школьников - это залог здорового поколения страны. Поэтому все большее число научных и практических работников в поисках более рациональных методов физического воспитания обращают свое внимание на организацию занятий и в частности на урок физической культуры в школе, делая его более интересным, увлекательным и эффективным. В последнее время в решении проблем физического воспитания школьников в условиях развивающего обучения наметились новые подходы. Это и разработка новых альтернативных программ по физическому воспитанию, построенных на доминирующей основе одного из видов спорта, и увеличение количества уроков физической культуры в неделю, и введение наиболее рациональных режимов двигательной деятельности на уроках физической культуры, и усовершенствование методики обучения двигательным действиям, построенной на основе опережающего обучения. Одной из форм организации занятий на уроках физической культуры и в частности уроках баскетбола является круговая тренировка, которая одновременно воздействует на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков. Такая форма организации занятий делает уроки более осознанными, самостоятельными и эффективными. Еще в 60-е годы английские тренеры и преподаватели физической культуры Р.Морган и Г. Адамсон (университет в Лидсе) искали форму тренировки для школьников и студентов, которая повысила бы мышечную силу, усовершенствовала функции внутренних органов и в то же время была бы интересной и привлекательной. После долгих экспериментов с различными системами тренировки они нашли такую форму тренировочной работы, которая отвечала их представлениям. Ей было дано название «сёркит-трэйнинг» (от латинского слова circuits - циркуляция или ходьба по кругу). С помощью хорошо продуманного эксперимента с 15 - 16-летними школьниками, используя ряд медицинских и спортивно-практических тестов, они показали возможность вполне надежного повышения физических достижений школьников, с помощью круговой формы организации занятий.
Содержание Введение 3 Глава 1. Круговая тренировка как форма организации занятий физическими упражнениями в школе. 7 1.1. Характеристика круговой тренировки как метода строго регламентированного упражнения 7 1.2. Характеристика баскетбола как игрового вида спорта 15 1.3. Анализ учебной программы по баскетболу в школе 16 1.4. Методика применения кругового метода на уроках баскетбола в школе 20 Глава 2. Методы и организация исследования 24 2.1. Методы исследования 24 2.2. Организация исследования 26 Глава 3. Экспериментальное обоснование использования кругового метода выполнения упражнений на уроке баскетбола в 10 классе. 32 3.1. Характеристика испытуемых 32 3.2. Результаты естественного эксперимента 35 3.3. Методика применения круговой тренировки на школьном уроке баскетбола в 10 классе 36 3.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 37 Выводы 39 Библиографический список 44 Приложения
Библиографический список 1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы. – СПб.: Нева, 2008 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2005 3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. 3-е изд./ Под ред. Маликова Н.Н. – Тверь: Печать, 2008 4. Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Егоров С.С. и др. Физическая культура и физическая подготовка. – Тверь: Печать, 2006 5. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 2002 6. Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник. – М.: ДАНА-ЮНИТИ, 2005 7. Блеер А.Н. Терминология спорта: Толковый словарь-справочник. – М.: Гардарика, 2007 8. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 2001 9. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 2006 10. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,2006 11. Васильков А.А. Теория и методика спорта. – М.: Учение, 2007 12. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 2006- № 2. - С. 18. 13. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. 6-е изд., перераб и доп. – СПб.: Проспект, 2007 14. Гомельский А.Я. Тысяча упражнений по баскетболу. – М.: Прима, 2003 15. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбольных упражнений. – СПб.: Нева, 2002 16. Григорьев И.В. Баскетбол – учебник для институтов физической культуры. – М.: Статут, 2002 17. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. – Новосибирск, 2008 18. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой трени¬ровки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 2000 19. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Атореф.дис…..доктора пед. Нау к- М.: Гардарика, 2006 20. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2007 21. Евсеев Ю.И. Физическая культура. 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Статут, 2008 22. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 2004 23. Зданевич А.А., Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания. Программа для учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 1996 24. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 2004 25. Иванова Г.П., Млюкишева Н.В. Спортивные и подвижные игры: Учебник для техникумов физической культуры. – СПб.: Проспект, 2000 26. Киселев В.П., Лобанов А.Г., Червяков А.П. О повышении эффективности круговой тренировки в школьном уроке физической культуры. - М: Физ¬культура и спорт, 2000 27. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие для учителей школ. – М.: Дана, 2001 28. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999 29. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 2001 30. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. – М.: Норма-М, 2008 31. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2006. 32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,2001 33. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. –2001-№2- с. 27-30. 34. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – СПб.: Проспект, 2006 35. Сальников А.Н. Физическая культура. – М.: Градарика, 2003 36. Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного процесса по физвоспитанию// Теория и практика физической культуры. – 2002. - №6 37. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – Киев, 2001 38. Стопкус С.О. Тренировка молодого баскетболиста. – М.: Гардарика, 2005 39. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата, 2005. 40. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-2005- №2-с.26-27. 41. Физическая культура. 2-е изд., дораб. и доп./ Под ред. Григоровича Е.С., Переверзеева В.А. – М.: Норма-М, 2008 42. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 2007