Введение
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание значимость развития наглядно-образного мышления у дошкольников и его влияния на формирование восприятия.
Итогом интеллектуального развития дошкольника, по Коломинскому Я.Л., Панько Е.А., является высшая форма наглядно-образного мышления . В ряде исследований Г.И.Минской (1954), А.А. Люблинской (1965), А.В. Запорожца (1970) показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет. Такие же данные получены и зарубежными исследователями А.Валлоном(1956), Ж.Пиаже, Б. Инельдером(1963), Дж. Брунером(1971).
Вопросы развития дошкольников рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, А. И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
А. Валлон(1967) и Ж. Пиаже(1969) исследовали условия перехода от сенсомоторного (наглядно-действенного) к допонятийному интеллекту (образному мышлению). Исследование П.Я. Гальперина(1966), Я.А. Пономарева(1967) и других отечественных психологов показали, что умение оперировать своими представлениями (уровень образного мышления) в значительной степени зависит от содержания и методов обучения.
Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме .
По мнению Л. Парамоновой, Г. Урадовских умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) .
Задачу развития восприятия дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности, стимулирующих наглядно-образное мышление: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.
Все вышеперечисленное позволило нам выбрать тему настоящей работы.
Цель исследования изучение особенностей влияния наглядно-образного мышления на развитие восприятия детей дошкольного возраста.
Объект исследования наглядно-образное мышление дошкольников.
Предмет исследования влияние наглядно-образного мышления на восприятие дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников по указанной проблеме.
2. Изучить особенности и отличительные черты дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие и виды восприятия.
3. Провести анализ особенностей восприятия окружающей действительности детьми дошкольного возраста.
4. Проанализировать зависимость формирования восприятия у детей дошкольного возраста от наглядно-образного мышления.
Методы исследования: обобщение педагогического опыта, изучение состояния исследуемого вопроса теоретически по литературным источникам, анализ и синтез.
Содержание
Введение.3
1. Обзор литературы по проблеме влияния наглядно-образного
мышления на восприятие детей дошкольного возраста........................5
2. Психологические особенности дошкольного возраста......9
3. Проблемы развития восприятия в дошкольном возрасте под
влиянием наглядно-образного мышления.12
3.1. Общие особенности и виды восприятия и его развития...12
3.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста........................15
3.3. Методы и методики развития наглядно-образного мышления у
дошкольников..18
Заключение...25
Список использованной литературы.26
Список использованной литературы
1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М.,1999.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
3. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 256 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
5. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Спб., 2007.
6. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1999.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, 2001.
8. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Спб: Питер, 2007 959с.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1988-190с.
10. Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание 2001 311 с.29-40.
11. Малкина Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
12. Махов Ф. С. Кого мы растим. СПб., 1987.
13. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. - Санкт- Петербург: изд-во Речь, 2002.
14. Нартова-Бочавер. 140 вопросов семейному психологу. М., 2002.
15. Немов Р.С.Психология М.:ВЛАДОС, 1999 кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики 632 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
17. Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание 1985 - № 7 с.46-49.
18. Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника М., 1977.
19. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
20. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией Н.Н.Поддъякова, А.ф.говорковой М:Педагогика 1985 200с.
21. Ребёнок и семья. Самара: БАХРАХ-М, 2002.
22. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии Спб: Питер, 2002 720с.
23. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
24. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.,2000.
25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии М.:Академия, 1998- 304с.
27. Хрестоматия по психологии / Под ред. A.В. Петровского. М., 2007.
28. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
29. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
30. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. РостовнаДону., 2003.