1.1.Расходы региональных (местных) бюджетов
Расходы во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в различных странах не одинаково. Так, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется средств больше чем за счет центрального. Такие различия объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов .
Средства региональных (местных) бюджетов используются как на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты. Поэтому во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т.е. капитальные вложения. Как правило, бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется за счет субвенций, местных займов, пожертвований на строительство.
В расходах региональных (местных) бюджетов основное место занимают ассигнования но социально-культурные объекты. В Германии эти расходы составляют ¼ расходов местных бюджетов, в Японии и Франции – более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США – свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.
За счет региональных (местных) бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швейцарии, Финляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов.
Важнейшей статьей расходов региональных (местных) бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).
Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах – судов.
Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10 %, а на погашение полученных займов – около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы расходов региональных бюджетов 6
1.1.Расходы региональных (местных) бюджетов 6
1.2. Анализ структуры расходов РБ 7
Глава II. Анализ расходов региональных бюджетов, проблемы и методы их решения 13
2.1. Анализ расходов региональных бюджетов 13
2.2. Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов 20
2.3. Долгосрочные целевые программы как основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов 23
3.4. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики (сферам деятельности, отраслям экономики и социальной сферы) 29
Заключение 37
Список литературы 38
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145 - ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06.12.2009 №-333 ФЗ)
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах// Финансовый бизнес. - 2007. - № 2. - С. 2-11
3. Азарова, Е. Г. Социальное законодательство: научно-практическое пособие / Е. Г. Азарова и др. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ» ИНФРА-М - 2009. - 345с.
4. Алексеева, Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений / Н. Алексеева // Экономист. - 2009. - №8. - С. 84-89.
5. Амиров, В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов в Федерации и местного самоуправления / В. Б. Амиров, Р. В. Богатеев // Деньги и кредит. - 2008. - №12. - С. 35-37.
6. Афанасьев, М. Бюджетная реформа в России: первые шаги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. - 2009. - №11. - С. 57-69.
7. Белов, А.В. Санкт-Петербург в бюджетной системе Российской Федерации / А.В.Белов. – СПб.: ГП Международный Центр социально-экономических исследований «Леонтьевский Центр», 2002. – 130с.
8. Бирюков, А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А. Г. Бирюков // Финансы. - 2005. - №4. - С. 10-12.
9. Бирюков, А.Г. К вопросам о назначении и результатах распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / А.Г.Бирюков // Финансы. – М.: 2005. – №11. – С.8.
10. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пол редакцией Г.Б. Полякова. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 703 с.
11. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. - М.: «Дашков и К», 2006 год.
12. Гамукин, В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. - 2009. - №2. - С. 4-22.
13. Иванов, А.М. Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. / А.М.Иванов, М.Г.Боярский // Финансы. – М.: 2004. – №8. – С.18.
14. Иванова, Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика / Н.Г.Иванова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – с. 9,40.
15. Кураков, Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Л.П.Кураков. – М.: ЛОГОС, 2002. – 576с.
16. Лавров, А. М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / А. М. Лавров // Финансы. - 2005. - №9. - С. 3-13.
17. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / Нешитой А. С. - изд. 7 перераб. и доп. - М.: Издат. дом «Дашков и К», 2008. - 369с.
18. Пансков, В. Г. Аудит эффективности расходования государственных средств / В. Г. Пансков // Финансы. - 2006. - №5. - С. 65-67.
19. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 5 40с.
20. Розуваев, А. А. Управление бюджетными расходами региона / А. А. Розуваев // Регионология. - 2006. - №4. - С. 70-77.
21. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ: Учебник / М.В.Романовский, О.В.Врублевская. – М.: Юрайт-М, 2003. – 615с.
22. Рябухин, С.Н. Межбюджетные отношения и региональные бюджеты в 2005г. / С.Н.Рябухин // ЭКО – 2004. – №10.
23. Селезнев, А. Проблемы бюджетной политики в 2005г. / А.Селезнев // Экономист. – М.: 2004. – №12. – С.3-13.
24. Силуанов, А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения / А.Г.Силуанов // Финансы.– М.: 2004. – №10. – С.3.
25. Финансы регионов: учеб. пособие / под ред. М. И. Яндиева - М.: ТЕИС - 2007. - 205с.
26. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, В.И Чугунов и др. - М.: Академический проект, 2008. - 469 с.
27. Финансы: Учебник/ Под ред.А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.:Финансы и статистика, 2007. - 504 с.
28. Христенко В. Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от раздела денег к разделению полномочий / В. Б. Христенко // Российская газета. - 2005. - 17 февр. - С. 3-4.
29. Чичканов, В. Новое системное представление бюджета государства / В.Чичканов // Вопросы экономики. – М.: 2004. – №5. – С.151.
30. Яшина, Н. И. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов / Н. И. Яшина, С. П. Борисова // Финансы и кредит. - 2007. - №19. - С. 67-73.
31. http://www.minfin.ru/ru/