ЗАДАНИЕ №1. Вопрос № 1. Кто из ученых прошлого разработал концепцию "прирожденного преступника"? 1) Эдуард Клапаред (1873-1940); 2) Ч. Ломброзо (1835-1909); 3) Франц Галль (1758-1828); 4) М.М. Щербатый (1733-1790); 5) В.М. Бехтерев (1857-1927). Вопрос № 2. Какой ученый обосновывал меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника? 1) И.Т. Посошков; 2) А.Н. Радищев; 3) М.М. Щербатый; 4) В.Н. Татищев; 5) П.И. Ковалевский. Вопрос № 3. Первая в России монография, посвященная судебной психологии, была опубликована 1) в 1874 году в г. Казани (автор А. Фрезе); 2) в 1792 году в г. Москве (автор И. Шауманн); 3) в 1900 году в С-Петербурге (автор В. Бехтерев); 4) в 1877 году в Москве (автор Л.Е. Владимиров); 5) в 1890 году в С-Петербурге (автор Д.А. Дриль). Вопрос № 4. Когда юридическая психология была признана прикладной наукой? 1) в 1908 г.; 2) в 1925 г.; 3) в 1926 г.; 4) в 1930 г.; 5) в 1975 г.; Вопрос № 5. Кому из российских ученых (в 60-х годах) принадлежит приоритет в возрождении и юридической психологии? 1) Ратинову А.Р.; 2) Ивашкину Ю.В.; 3) Корнееву Л.М.; 4) Дулову А.В; 5) Шахриманяну И.К. ЗАДАНИЕ №2. Вопрос № 1. Какие из перечисленных задач призвана решать юридическая психология? 1) совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступление; 2) разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации для создания эффективной системы профессионального отбора; 3) исследование проблем правового сознания, разработка методов формирования правового сознания; 4) разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности юридической деятельности; 5) все ответы верны. Вопрос № 2. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? 1) юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией; 2) юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации; 3) юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности; 4) юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности "человек-право"; 5) юридическая психология занимается изучением юридической деятельности. Вопрос № 3. Какое из перечисленных явлений определяет предмет науки юридической психологии? 1) изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере права; 2) исследование психологических закономерностей развития психики человека; 3) изучение психологических механизмов развития личности подростка; 4) изучение психологических явлений расстройства психики; 5) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений. Вопрос № 4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с криминологией? 1) изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики; 2) изучает закономерности развития преступности и ее предупреждения; 3) изучает психическое развитие личности в процессе жизни; 4) изучает отклонения в развитии психики; 5) изучает психические явления в процессе взаимодействия людей в социальной группе. Вопрос № 5. Какой из принципов юридической науки ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям? 1) принцип личностного подхода; 2) принцип единства сознания и деятельности; 3) принцип детерминизма; 4) принцип развития психики; 5) принцип психологической целостности. ЗАДАНИЕ №3. Вопрос № 1. К основному свойству личности относится: 1) ригидность; 2) эмпатия; 3) активность; 4) избирательность; 5) все ответы верны. Вопрос № 2. Какой из перечисленных разделов не относится к юридической психологии? 1) правовая психология; 2) пенитенциарная психология; 3) судебная психология; 4) возрастная психология; 5) криминальная психология. Вопрос № 3. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется: 1) волей; 2) мышлением; 3) рефлексом; 4) сознанием; 5) эмоциями. Вопрос № 4. Какой из методов позволяет обнаружить факт преступления, не обращаясь к прямым вопросам? 1) контент-анализ; 2) тесты; 3) интервью; 4) ассоциативный эксперимент; 5) беседа. Вопрос № 5. Выделите метод юридической психологии, не позволяющий получить знания об индивидуально-психологических качествах личности преступника: 1) наблюдение; 2) беседа; 3) интервью; 4) естественный эксперимент; 5) тестирование. ЗАДАНИЕ №4. Вопрос № 1. Что такое личность в понимании юридической психологии? 1) человек, являющийся субъектом уголовного дела; 2) индивид, имеющий криминальную направленность; 3) любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками; 4) человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений; 5) социальная сторона психики человека. Вопрос № 2. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, - это: 1) социальная реакция; 2) социальное действие; 3) социальная девиация; 4) социальная адаптация; 5) социальная активность. Вопрос № 3. Что составляет психологическую структуру личности? 1) способности, темперамент, характер, направленность; 2) темперамент, задатки, интеллект; 3) характер, направленность, потребности; 4) направленность, мотивы, потребности, задатки; 5) совокупность моральных принципов, взглядов, убеждений. Вопрос № 4. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность? 1) наследственность; 2) среда; 3) деятельность; 4) воспитание; 5) нормы морали и права. Вопрос № 5. Какой из перечисленных критериев не относится к психологическим признакам личности? 1) самосознание; 2) саморегуляция; 3) активность; 4) индивидуальность; 5) возраст и пол. ЗАДАНИЕ №5. Вопрос № 1. Что такое "свойства личности"? 1) качества, которые обеспечивают индивидуальность человека; 2) преобладающее эмоциональное состояние человека; 3) элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей; 4) особенности типа высшей нервной деятельности человека; 5) проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках. Вопрос № 2. В чем суть правовой социализации личности? 1) в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения; 2) в неодобрении законов, но подчинении им; 3) в самоутверждении личности, за счет решения социальных задач; 4) в формировании привычек и шаблонов поведения; 5) в системе культурных и нравственных ценностей. Вопрос № 3. Как называется психологический критерий, по которому оценивается степень развития волевых черт, позволяющих достигать поставленной цели? 1) цельность характера; 2) полнота; 3) уравновешенность; 4) сила характера; 5) моральная воспитанность. Вопрос № 4. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это: 1) темперамент; 2) способности; 3) характер; 4) задатки; 5) направленность. Вопрос № 5. Укажите тип характера, указывающий на отношения с людьми: 1) криминальный; 2) активный; 3) замкнутый; 4) пассивный; 5) эгоистичный. ЗАДАНИЕ №6. Вопрос № 1. Кто из психиатров ХХ века ввел понятия "экстраверт" и "интроверт"? 1) К.Г.Юнг; 2) Э.Фромм; 3) А.Ф.Лазурский; 4) Б.Теплов; 5) Д.Шелдон. Вопрос № 2. От чего зависит темперамент? 1) от воспитания; 2) от типа высшей нервной деятельности; 3) от физических способностей; 4) от умственных способностей; 5) все ответы верны. Вопрос № 3. Кто ввел классификацию личности по темпераменту? 1) Н.Лемэтр; 2) А.Ф.Лазурский; 3) Б.Теплов; 4) К.Юнг; 5) Гиппократ. Вопрос № 4. Какое понятие не относится к типам темперамента? 1) холерический; 2) сангвинический; 3) флегматический; 4) импульсивный; 5) меланхолический. Вопрос № 5. Темперамент - это: 1) устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях; 2) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведение; 3) включение человека в систему общественных социальных отношений, приобретение им социальных качеств для самостоятельной деятельности, которые наделяют его новыми субъективными характеристиками - он становится личностью; 4) это особенности биохимического состава крови и типа нервной системы; 5) это система значимых отношений человека, придающая своеобразие его поведению; ЗАДАНИЕ №7. Вопрос № 1. Как соотносятся задатки и способности человека? 1) Задатки и способности тождественны; 2) Задатки и способности человека не взаимосвязаны друг с другом; 3) Задатки - предпосылки развития способностей; 4) Способности - предпосылки развития задатков; 5) Все ответы верны. Вопрос № 2. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, способным привести к стрессовым и фрустрационным состояниям, присущ: 1) холерику; 2) сангвинику; 3) флегматику; 4) меланхолику; 5) нет правильного ответа. Вопрос № 3. Способности человека - это... 1) наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления; 2) свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности; 3) особенности нервной системы; 4) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека; 5) уровень, позволяющий человеку самостоятельно достичь оригинальных результатов в деятельности. Вопрос № 4. Что не относится к задаткам? 1) особенности строения тела человека; 2) особенности нервной системы; внешность; 3) наследственные хронические заболевания; 4) общее состояние здоровья; развитие основных анализаторов; 5) степень развития мышления, воображения, памяти, речи. Вопрос № 5. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся высокой возбудимостью нервной системы и склонностью к аффектам присущ: 1) холерику; 2) сангвинику; 3) флегматику; 4) меланхолику; 5) нет правильного ответа ЗАДАНИЕ №8. Вопрос № 1. Термином "мотивация" в современной психологии обозначают … 1) совокупность факторов, вызывающих активность индивида; 2) сам процесс формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне; 3) субъективное отношение человека к тем объектам, ради которых он выполняет свою работу; 4) систему отношений индивида к личностно значимым для него объектам, а также степень усилий, которыми он принуждает себя вести избранный образ жизни и заниматься определенной деятельностью; 5) целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Вопрос № 2. Что относится к свойствам внимания? 1) концентрация, избирательность, распределение, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость; 2) возбуждение и торможение; 3) анализ, синтез, абстракция, обобщение; 4) сохранение и воспроизведение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма, психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью; 5) формирование мысленного образа, не существующего ранее в природе. Вопрос № 3. Как называется уровень способностей, позволяющий человеку достичь оригинальных результатов в своей деятельности? 1) гениальность; 2) талант; 3) общая одаренность; 4) специальная одаренность; 5) индивидуальность. Вопрос № 4. Какие особенности характерны восприятию человека? 1) предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность; 2) активность, направленность, широта, переключение, устойчивость, интенсивность; 3) целостность, подвижность, относительная устойчивость, возбудимость; 4) запоминание, сохранение, узнавание; 5) отвлеченность, обоснованность, критичность. Вопрос № 5. Выявление существенных и необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделение их от случайных совпадений во времени и пространстве - это основная задача… 1) воображения; 2) памяти; 3) воли; 4) мышления; 5) восприятия. ЗАДАНИЕ №9. Вопрос № 1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо - это: 1) мотив; 2) потребность; 3) интерес; 4) желание; 5) страсть. Вопрос № 2. Что такое мотив преступления? 1) это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем; 2) это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности; 3) это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию; 4) потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели; 5) процесс выработки решения совершить преступление. Вопрос № 3. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это? 1) потребность в самоутверждении и получении признания среди своего окружения; 2) криминальный азарт; 3) стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств; 4) удовлетворить физиологические потребности; 5) гипертрофированная потребность властвования над другими людьми. Вопрос № 4. В чем заключается специфика криминальной мотивации? Какие из перечисленных особенностей не характерны для нее? 1) недостаточная осознанность побуждений; преобладание побуждения типа "влечения"; 2) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; 3) ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения; 4) ориентация на ближние цели; 5) мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи. Вопрос № 5. Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности? 1) это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами; 2) это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми; 3) они способствуют совершению правонарушений; 4) по типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное); 5) акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека. ЗАДАНИЕ №10. Вопрос № 1. Для какого типа акцентуаций не характерны серийные сексуальные преступления? 1) гипертимного типа; 2) шизоидного типа; 3) лабильного типа; 4) циклоидного типа; 5) конформного типа. Извращенность сексуального чувства для гипертимов не характерна. Лабильные циклоиды тоже жизнелюбы уже с детства, но им важно не столько верховодить и деятельно во всем участвовать, как гипертимам, сколько наслаждаться радостями бытия, переживая их совместно с близкими людьми. Также пьют, чтобы не потерять хорошего отношения ребят из своей компании. Но какие-либо эксцессы — сексуальные, делинквентные, алкогольные — для них не характерны. Вопрос № 2. Избыточная общительность, активность, склонность к групповым формам противоправного поведения (нередко они сами становятся вдохновителями правонарушений из-за желания пережить ощущения, связанные с риском). Данное поведение наиболее характерно для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) конформной личности. Так, для субъектов, имеющих крайне возбудимый - гипертимный тип характера с присущими ему чертами (большая подвижность, активность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктивность, стремление к лидерству), отрицательными обстоятельствами, провоцирующими, по существу, проявление негативных форм поведения, являются отсутствие неформальных контактов и строгая регламентация образа жизни. Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противоправного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений не только ради развлечений, из корыстных побуждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском. Вопрос № 3. Определение "кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, сопровождающийся снижением волевого контроля" относится к такому эмоциональному состоянию, как… 1) меланхолия; 2) чувства; 3) страсть, 4) фрустрация; 5) аффект. Аффект - (от лат. Alectus - душевное волнение, страсть) - это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающим человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля. Вопрос № 4. Избыточная агрессивность, конфликтность, мстительность являются наиболее ярко выраженными чертами характера для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) конформной личности. Вопрос № 5. Склонность к демонстративному поведению, эгоцентризм, лживость являются наиболее ярко выраженными чертами характера для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) лабильной личности. Эпилептоидно-истероидный тип является сочетанием эпилептоидных черт с эгоцентризмом, претенциозностью, склонностью к демонстративному поведению. Истероидный тип - главная черта таких личностей - эгоцентризм, жажда внимания к себе. Все остальные качества питаются этой чертой. ЗАДАНИЕ №11. Вопрос № 1. Термин "личность преступника" с точки зрения юридической психологии понимается: 1) как субъект преступления; 2) как гражданин, не знающий законов социума; 3) как конкретный человек с его психологическими особенностями; 4) как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности; 5) как человеческий индивид, своим поведением вызывающий беспокойство у окружающих. Вопрос № 2. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать? 1) желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей; 2) удовлетворить физиологические потребности в пище; 3) доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц; 4) реализовать свои воровские амбиции; 5) обезопасить себя на завтрашний день от голода. Вопрос № 3. Какое из перечисленных качеств не является типичным для личности преступника? 1) конфликтность, агрессивность; 2) тревожность, беспокойство; 3) эгоизм, эгоцентризм; 4) ригидность (негибкость) мышления и поведения; 5) слабоумие. Вопрос № 4. Знаменитый канадский психофизиолог Г.Селье назвал это явление "стрессом рухнувшей надежды". О каком эмоциональном состоянии идет речь? 1) о фрустрации; 2) об агрессии; 3) об аффекте; 4) о страсти; 5) нет верного ответа. Вопрос № 5. Психологический аффект в понимании юридической психологии это: 1) неупорядоченное поведение; 2) острое сильное переживание, характеризующееся кратковременным изменением сознания; 3) кратковременное эмоциональное переживание; 4) длительное ощущение субъективной безвыходности; 5) врожденная психическая патология. ЗАДАНИЕ №12. Вопрос № 1. Анализ частного случая в свете общеизвестных положений составляет сущность: 1) метода дедукции; 2) метода индукции; 3) эксперимента; 4) метода структурного анализа; 5) метода наблюдения. Вопрос № 2. Какая из характеристик типична для организованной преступной группы? 1) безответственность; 2) отсутствие взаимопонимания; 3) социальная самоизоляция, враждебность к окружающим; 4) конформизм; 5) стихийность действий. Вопрос № 3. Способность следователя постигать истину в результате мысленного охвата сложившейся ситуации без полной и развернутой системы рассуждения, основанная на предшествующем опыте и теоретических научных зна-ниях, называется: 1) дедукцией; 2) профессиональной интуицией; 3) индукцией; 4) идентификацией; 5) профессиональной деформацией. Вопрос № 4. Какой тип группы более всего распространен в организованной преступности? 1) союз; 2) коллектив; 3) кооперация; 4) корпорация; 5) ассоциация. Вопрос № 5. Какой вид психологического воздействия на личность наиболее типичен для толпы? 1) убеждение; 2) подражание; 3) внушение, заражение; 4) одобрение; 5) поддержка. ЗАДАНИЕ №13. Вопрос № 1. Какая из перечисленных ролей не относится к ролевой структуре ОПГ? 1) авторитеты; 2) сборщики "налогов; 3) романтики; 4) боевики; 5) недовольные. Вопрос № 2. По какому критерию можно оценить межличностные отношения в преступной группе? 1) по распределению ролей в группе; 2) по внешним атрибутам группы; 3) по психологическим особенностям членов группы; 4) по наличию конфликтных ситуаций; 5) по преступному поведению. Вопрос № 3. Что следует понимать под "ротацией кадров" ОПГ? 1) свободный выход из ОПГ и прием новых членов группы; 2) перемещение членов внутри группы в зависимости от их заслуг; 3) регулярная смена лидера; 4) обмен кадрами группы с другими ОПГ; 5) уничтожение провинившихся членов ОПГ. Вопрос № 4. Татуировки в понимании юридической психологии - это: 1) не несущий никакой информации атрибут культуры; 2) символ приобщения к криминальной субкультуре; 3) демонстрация самостоятельности; 4) бравада своими похождениями; 5) общность традиции. Вопрос № 5. Выделите понятие, не относящееся к характеристике структуры преступных групп: 1) организационная; 2) традиционная; 3) социометрическая; 4) ролевая; 5) верны ответы 3, 4. ЗАДАНИЕ №14 . Вопрос № 1. Какое из перечисленных понятий не характерно для интеллектуального компонента личности юриста? 1) знание законов; 2) уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д.; 3) знание моральных норм поведения в обществе; 4) конформизм; 5) умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия. Вопрос № 2. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности? 1) социальные задачи и закон; 2) социальная среда и личный опыт юриста; 3) мотивация, цели, средства, действия, результаты; 4) обстоятельства, знание норм права, выполнение требований руководства; 5) нет правильного ответа. Вопрос № 3. Способность юриста устанавливать межличностные психологические контакты с различными участниками общения называется: 1) профессиональной структурой деятельности; 2) коммуникативной компетентностью; 3) воспитательной подструктурой профессиональной деятельности; 4) профессионально-психологической устойчивостью; 5) профессиональной адаптацией. Вопрос № 4. Что определяет содержание деятельности юриста? 1) мотивация; 2) цель; 3) средства; 4) действия; 5) результат. Вопрос № 5. Что такое профессиональная адаптация юриста? 1) удовлетворение результатами своего труда; 2) овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями; 3) приспособление функций организма и психики к условиям работы; 4) компенсация нервных и психических затрат положительными эмоциональными переживаниями; 5) характер межличностных отношений. ЗАДАНИЕ №15 . Вопрос № 1. К каким профессиональным потребностям относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению? 1) к самоутверждению; 2) к самовыражению; 3) к самореализации; 4) к признанию; 5) к получению необходимой информации. Вопрос № 2. Из каких основных элементов состоит структура общения с учетом его социальных функций? 1) из организации и оптимизации; 2) из целей, мотивов, способов общения; 3) из коммуникативной, перцептивной, интерактивной сторон общения; 4) из знакомства, беседы, прощания; 5) из определения места и времени общения. Вопрос № 3. Восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений называется: 1) каузальной атрибуцией; 2) рефлексией; 3) аттракцией; 4) стереотипизацией; 5) идентификацией. Вопрос № 4. В чем состоит сущность профессионального общения юриста? 1) во взаимодействии юриста с другими людьми, состоящем в обмене информацией познавательного и эмоционального характера; 2) это один из основных видов его деятельности; 3) общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей юриста; 4) общение юриста определяется уровнем его культуры и нравственности; 5) характер общения юриста определяется целью, задачами и особенностями его профессиональной деятельности. Вопрос № 5. Что такое "аффилиация"? 1) потребность в признании; 2) потребность в общении, в любви и поддержке; 3) переживание неудачи в чем-либо; 4) потребность в самоутверждении; 5) стремление к самореализации. ЗАДАНИЕ №16 . Вопрос № 1. По каким показателям целесообразнее воссоздавать (портретировать) образ человека? 1) по возрастным особенностям; 2) по физическому облику, экспрессии, внешнему оформлению; 3) по профессиональным особенностям поведения и речи; 4) по особенностям выражения чувств; 5) по одежде, обуви, украшениям. Вопрос № 2. Что означает понятие "каузальная атрибуция"? 1) интерпретация юристом причин и мотивов поведения человека, приписывание ему каких-либо качеств, исходя из личного опыта, взглядов и интуиции; 2) это переживание своего отношения к партнеру по общению; 3) это отношение партнера к какому-либо социальному типу по профессиональному, национальному, возрастному или иному признаку; 4) возникновение чувства симпатии к партнеру по общению; 5) познание юристом самого себя через общение с другими людьми. Вопрос № 3. Что такое рефлексия? 1) уподобление, отождествление человека с кем-либо; 2) восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений; 3) возникновение при восприятии человека человеком чувства симпатии и привлекательности; 4) осознание человеком того, как он воспринимается и оценивается другими людьми; выяснение того, как другие знают и понимают его. 5) это отражение человеком реакций его партнера по общению. Вопрос № 4. Назовите основные особенности формирования образа партнера в ходе общения. Какая из характеристик не имеет отношения к этим особенностям? 1) осмысленность; 2) константность; 3) целостность; 4) предметность; 5) вариативность. Вопрос № 5. Что такое "невербальное общение"? 1) использование в процессе общения ненормативной лексики, жаргона, диалекта и т.д; 2) один из способов маскировки своих мыслей при общении; 3) один из видов доверительного общения; 4) использование для передачи информации мимики, жестов, позы; 5) характеристика конфликтной ситуации при общении. ЗАДАНИЕ №17 . Вопрос № 1. Как выражается оценочное отношение человека к ситуации в процессе общения? 1) интонацией, дикцией, темпом речи; 2) смехом, плачем, вздохами, аплодисментами; 3) мимикой; 4) жестами; 5) позой, дистанцией общения, движением по отношению к партнеру. Вопрос № 2. Какие признаки являются опорными при составлении портрета человека? 1) пол, возраст человека; 2) общее выражение лица; выражение глаз; поза; 3) одежда, прическа, походка; 4) особенности голоса и речи, манера поведения; 5) рост человека, цвет глаз и волос. Вопрос № 3. Какое правило требует при составлении психологического портрета исходить из рекомендаций психологии? 1) правило юридически значимой типизации; 2) правило индивидуализации; 3) правило ориентации на общую структуру личности; 4) правило правовой компетентности и криминального опыта личности; 5) правило ситуативной определенности психологии личности. Вопрос № 4. Что такое профессиональная деформация личности юриста? 1) психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности; 2) уровень профессиональной подготовки юриста; 3) показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека; 4) психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности; 5) чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций. Вопрос № 5. Для какого типа групп характерен эффект Латейна? 1) для диффузных групп; 2) для коллектива; 3) для корпорации; 4) для кооперации; 5) для ассоциации. ЗАДАНИЕ №18 . Вопрос № 1. К критерию выявления лжи, на основе речевых высказываний подозреваемого не относится: 1) кажущиеся несоответствия в высказываниях; 2) подробное изложение информации; 3) дефекты речи; 4) уклонение от ответа на прямой вопрос; 5) повышенная речевая активность. Вопрос № 2. Система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, основанный на обратной связи, называется: 1) тактикой межличностного взаимодействия; 2) коммуникативным контактом; 3) психическим принуждением; 4) психологическим давлением; 5) все ответы верны. Вопрос № 3. Выделите причины, не оказывающие решающего влияния на появление дефектов правовой социализации подростка: 1) конфликты с родителями; 2) желание казаться независимым; 3) трудности и неудачи в школе; 4) контакты, сближение с деморализированной личностью; 5) отсутствие интереса к изучению правовых норм. Вопрос № 4. В периоды допроса, когда подследственные пытаются скрыть истину, отрицая свое участие в преступлении, в их речи заметно возрастает количество акцентирующих и описывающих жестов. С их помощью они пытаются… 1) успокоить себя, снять стресс; 2) отвлечь внимание следователя; 3) отвлечь внимание следователя; 4) придать большую убедительность ложным показанием; 5) все ответы верны. Вопрос № 5. Психологической особенностью допроса обвиняемого является: 1) диагностика конфликтной ситуации допроса, психологический анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное планирование тактики допроса; 2) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления допрашиваемого; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, стимулирования мышления, восстановления ассоциативных связей; 4) психологический анализ поведения допрашиваемого до, в момент и после совершения преступления; 5) психологическая диагностика личностных особенностей допрашиваемого: социальной направленности, убеждений и т.д.
ЗАДАНИЕ №1. Вопрос № 1. Кто из ученых прошлого разработал концепцию "прирожденного преступника"? 1) Эдуард Клапаред (1873-1940); 2) Ч. Ломброзо (1835-1909); 3) Франц Галль (1758-1828); 4) М.М. Щербатый (1733-1790); 5) В.М. Бехтерев (1857-1927). Вопрос № 2. Какой ученый обосновывал меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника? 1) И.Т. Посошков; 2) А.Н. Радищев; 3) М.М. Щербатый; 4) В.Н. Татищев; 5) П.И. Ковалевский. Вопрос № 3. Первая в России монография, посвященная судебной психологии, была опубликована 1) в 1874 году в г. Казани (автор А. Фрезе); 2) в 1792 году в г. Москве (автор И. Шауманн); 3) в 1900 году в С-Петербурге (автор В. Бехтерев); 4) в 1877 году в Москве (автор Л.Е. Владимиров); 5) в 1890 году в С-Петербурге (автор Д.А. Дриль). Вопрос № 4. Когда юридическая психология была признана прикладной наукой? 1) в 1908 г.; 2) в 1925 г.; 3) в 1926 г.; 4) в 1930 г.; 5) в 1975 г.; Вопрос № 5. Кому из российских ученых (в 60-х годах) принадлежит приоритет в возрождении и юридической психологии? 1) Ратинову А.Р.; 2) Ивашкину Ю.В.; 3) Корнееву Л.М.; 4) Дулову А.В; 5) Шахриманяну И.К. ЗАДАНИЕ №2. Вопрос № 1. Какие из перечисленных задач призвана решать юридическая психология? 1) совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступление; 2) разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации для создания эффективной системы профессионального отбора; 3) исследование проблем правового сознания, разработка методов формирования правового сознания; 4) разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности юридической деятельности; 5) все ответы верны. Вопрос № 2. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? 1) юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией; 2) юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации; 3) юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности; 4) юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности "человек-право"; 5) юридическая психология занимается изучением юридической деятельности. Вопрос № 3. Какое из перечисленных явлений определяет предмет науки юридической психологии? 1) изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере права; 2) исследование психологических закономерностей развития психики человека; 3) изучение психологических механизмов развития личности подростка; 4) изучение психологических явлений расстройства психики; 5) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений. Вопрос № 4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с криминологией? 1) изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики; 2) изучает закономерности развития преступности и ее предупреждения; 3) изучает психическое развитие личности в процессе жизни; 4) изучает отклонения в развитии психики; 5) изучает психические явления в процессе взаимодействия людей в социальной группе. Вопрос № 5. Какой из принципов юридической науки ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям? 1) принцип личностного подхода; 2) принцип единства сознания и деятельности; 3) принцип детерминизма; 4) принцип развития психики; 5) принцип психологической целостности. ЗАДАНИЕ №3. Вопрос № 1. К основному свойству личности относится: 1) ригидность; 2) эмпатия; 3) активность; 4) избирательность; 5) все ответы верны. Вопрос № 2. Какой из перечисленных разделов не относится к юридической психологии? 1) правовая психология; 2) пенитенциарная психология; 3) судебная психология; 4) возрастная психология; 5) криминальная психология. Вопрос № 3. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется: 1) волей; 2) мышлением; 3) рефлексом; 4) сознанием; 5) эмоциями. Вопрос № 4. Какой из методов позволяет обнаружить факт преступления, не обращаясь к прямым вопросам? 1) контент-анализ; 2) тесты; 3) интервью; 4) ассоциативный эксперимент; 5) беседа. Вопрос № 5. Выделите метод юридической психологии, не позволяющий получить знания об индивидуально-психологических качествах личности преступника: 1) наблюдение; 2) беседа; 3) интервью; 4) естественный эксперимент; 5) тестирование. ЗАДАНИЕ №4. Вопрос № 1. Что такое личность в понимании юридической психологии? 1) человек, являющийся субъектом уголовного дела; 2) индивид, имеющий криминальную направленность; 3) любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками; 4) человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений; 5) социальная сторона психики человека. Вопрос № 2. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, - это: 1) социальная реакция; 2) социальное действие; 3) социальная девиация; 4) социальная адаптация; 5) социальная активность. Вопрос № 3. Что составляет психологическую структуру личности? 1) способности, темперамент, характер, направленность; 2) темперамент, задатки, интеллект; 3) характер, направленность, потребности; 4) направленность, мотивы, потребности, задатки; 5) совокупность моральных принципов, взглядов, убеждений. Вопрос № 4. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность? 1) наследственность; 2) среда; 3) деятельность; 4) воспитание; 5) нормы морали и права. Вопрос № 5. Какой из перечисленных критериев не относится к психологическим признакам личности? 1) самосознание; 2) саморегуляция; 3) активность; 4) индивидуальность; 5) возраст и пол. ЗАДАНИЕ №5. Вопрос № 1. Что такое "свойства личности"? 1) качества, которые обеспечивают индивидуальность человека; 2) преобладающее эмоциональное состояние человека; 3) элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей; 4) особенности типа высшей нервной деятельности человека; 5) проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках. Вопрос № 2. В чем суть правовой социализации личности? 1) в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения; 2) в неодобрении законов, но подчинении им; 3) в самоутверждении личности, за счет решения социальных задач; 4) в формировании привычек и шаблонов поведения; 5) в системе культурных и нравственных ценностей. Вопрос № 3. Как называется психологический критерий, по которому оценивается степень развития волевых черт, позволяющих достигать поставленной цели? 1) цельность характера; 2) полнота; 3) уравновешенность; 4) сила характера; 5) моральная воспитанность. Вопрос № 4. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это: 1) темперамент; 2) способности; 3) характер; 4) задатки; 5) направленность. Вопрос № 5. Укажите тип характера, указывающий на отношения с людьми: 1) криминальный; 2) активный; 3) замкнутый; 4) пассивный; 5) эгоистичный. ЗАДАНИЕ №6. Вопрос № 1. Кто из психиатров ХХ века ввел понятия "экстраверт" и "интроверт"? 1) К.Г.Юнг; 2) Э.Фромм; 3) А.Ф.Лазурский; 4) Б.Теплов; 5) Д.Шелдон. Вопрос № 2. От чего зависит темперамент? 1) от воспитания; 2) от типа высшей нервной деятельности; 3) от физических способностей; 4) от умственных способностей; 5) все ответы верны. Вопрос № 3. Кто ввел классификацию личности по темпераменту? 1) Н.Лемэтр; 2) А.Ф.Лазурский; 3) Б.Теплов; 4) К.Юнг; 5) Гиппократ. Вопрос № 4. Какое понятие не относится к типам темперамента? 1) холерический; 2) сангвинический; 3) флегматический; 4) импульсивный; 5) меланхолический. Вопрос № 5. Темперамент - это: 1) устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях; 2) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведение; 3) включение человека в систему общественных социальных отношений, приобретение им социальных качеств для самостоятельной деятельности, которые наделяют его новыми субъективными характеристиками - он становится личностью; 4) это особенности биохимического состава крови и типа нервной системы; 5) это система значимых отношений человека, придающая своеобразие его поведению; ЗАДАНИЕ №7. Вопрос № 1. Как соотносятся задатки и способности человека? 1) Задатки и способности тождественны; 2) Задатки и способности человека не взаимосвязаны друг с другом; 3) Задатки - предпосылки развития способностей; 4) Способности - предпосылки развития задатков; 5) Все ответы верны. Вопрос № 2. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, способным привести к стрессовым и фрустрационным состояниям, присущ: 1) холерику; 2) сангвинику; 3) флегматику; 4) меланхолику; 5) нет правильного ответа. Вопрос № 3. Способности человека - это... 1) наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления; 2) свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности; 3) особенности нервной системы; 4) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека; 5) уровень, позволяющий человеку самостоятельно достичь оригинальных результатов в деятельности. Вопрос № 4. Что не относится к задаткам? 1) особенности строения тела человека; 2) особенности нервной системы; внешность; 3) наследственные хронические заболевания; 4) общее состояние здоровья; развитие основных анализаторов; 5) степень развития мышления, воображения, памяти, речи. Вопрос № 5. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся высокой возбудимостью нервной системы и склонностью к аффектам присущ: 1) холерику; 2) сангвинику; 3) флегматику; 4) меланхолику; 5) нет правильного ответа ЗАДАНИЕ №8. Вопрос № 1. Термином "мотивация" в современной психологии обозначают … 1) совокупность факторов, вызывающих активность индивида; 2) сам процесс формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне; 3) субъективное отношение человека к тем объектам, ради которых он выполняет свою работу; 4) систему отношений индивида к личностно значимым для него объектам, а также степень усилий, которыми он принуждает себя вести избранный образ жизни и заниматься определенной деятельностью; 5) целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Вопрос № 2. Что относится к свойствам внимания? 1) концентрация, избирательность, распределение, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость; 2) возбуждение и торможение; 3) анализ, синтез, абстракция, обобщение; 4) сохранение и воспроизведение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма, психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью; 5) формирование мысленного образа, не существующего ранее в природе. Вопрос № 3. Как называется уровень способностей, позволяющий человеку достичь оригинальных результатов в своей деятельности? 1) гениальность; 2) талант; 3) общая одаренность; 4) специальная одаренность; 5) индивидуальность. Вопрос № 4. Какие особенности характерны восприятию человека? 1) предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность; 2) активность, направленность, широта, переключение, устойчивость, интенсивность; 3) целостность, подвижность, относительная устойчивость, возбудимость; 4) запоминание, сохранение, узнавание; 5) отвлеченность, обоснованность, критичность. Вопрос № 5. Выявление существенных и необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделение их от случайных совпадений во времени и пространстве - это основная задача… 1) воображения; 2) памяти; 3) воли; 4) мышления; 5) восприятия. ЗАДАНИЕ №9. Вопрос № 1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо - это: 1) мотив; 2) потребность; 3) интерес; 4) желание; 5) страсть. Вопрос № 2. Что такое мотив преступления? 1) это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем; 2) это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности; 3) это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию; 4) потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели; 5) процесс выработки решения совершить преступление. Вопрос № 3. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это? 1) потребность в самоутверждении и получении признания среди своего окружения; 2) криминальный азарт; 3) стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств; 4) удовлетворить физиологические потребности; 5) гипертрофированная потребность властвования над другими людьми. Вопрос № 4. В чем заключается специфика криминальной мотивации? Какие из перечисленных особенностей не характерны для нее? 1) недостаточная осознанность побуждений; преобладание побуждения типа "влечения"; 2) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; 3) ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения; 4) ориентация на ближние цели; 5) мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи. Вопрос № 5. Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности? 1) это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами; 2) это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми; 3) они способствуют совершению правонарушений; 4) по типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное); 5) акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека. ЗАДАНИЕ №10. Вопрос № 1. Для какого типа акцентуаций не характерны серийные сексуальные преступления? 1) гипертимного типа; 2) шизоидного типа; 3) лабильного типа; 4) циклоидного типа; 5) конформного типа. Извращенность сексуального чувства для гипертимов не характерна. Лабильные циклоиды тоже жизнелюбы уже с детства, но им важно не столько верховодить и деятельно во всем участвовать, как гипертимам, сколько наслаждаться радостями бытия, переживая их совместно с близкими людьми. Также пьют, чтобы не потерять хорошего отношения ребят из своей компании. Но какие-либо эксцессы — сексуальные, делинквентные, алкогольные — для них не характерны. Вопрос № 2. Избыточная общительность, активность, склонность к групповым формам противоправного поведения (нередко они сами становятся вдохновителями правонарушений из-за желания пережить ощущения, связанные с риском). Данное поведение наиболее характерно для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) конформной личности. Так, для субъектов, имеющих крайне возбудимый - гипертимный тип характера с присущими ему чертами (большая подвижность, активность, избыточная общительность, повышенная речевая продуктивность, стремление к лидерству), отрицательными обстоятельствами, провоцирующими, по существу, проявление негативных форм поведения, являются отсутствие неформальных контактов и строгая регламентация образа жизни. Лица с подобными чертами характера более других склонны к групповым формам противоправного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений не только ради развлечений, из корыстных побуждений, но и ради желания самоутвердиться среди своих сверстников, из желания пережить ощущения, связанные с риском. Вопрос № 3. Определение "кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, сопровождающийся снижением волевого контроля" относится к такому эмоциональному состоянию, как… 1) меланхолия; 2) чувства; 3) страсть, 4) фрустрация; 5) аффект. Аффект - (от лат. Alectus - душевное волнение, страсть) - это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающим человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля. Вопрос № 4. Избыточная агрессивность, конфликтность, мстительность являются наиболее ярко выраженными чертами характера для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) конформной личности. Вопрос № 5. Склонность к демонстративному поведению, эгоцентризм, лживость являются наиболее ярко выраженными чертами характера для… 1) истероидной личности; 2) гипертимной личности; 3) эпилептоидной личности; 4) шизоидной личности; 5) лабильной личности. Эпилептоидно-истероидный тип является сочетанием эпилептоидных черт с эгоцентризмом, претенциозностью, склонностью к демонстративному поведению. Истероидный тип - главная черта таких личностей - эгоцентризм, жажда внимания к себе. Все остальные качества питаются этой чертой. ЗАДАНИЕ №11. Вопрос № 1. Термин "личность преступника" с точки зрения юридической психологии понимается: 1) как субъект преступления; 2) как гражданин, не знающий законов социума; 3) как конкретный человек с его психологическими особенностями; 4) как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности; 5) как человеческий индивид, своим поведением вызывающий беспокойство у окружающих. Вопрос № 2. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать? 1) желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей; 2) удовлетворить физиологические потребности в пище; 3) доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц; 4) реализовать свои воровские амбиции; 5) обезопасить себя на завтрашний день от голода. Вопрос № 3. Какое из перечисленных качеств не является типичным для личности преступника? 1) конфликтность, агрессивность; 2) тревожность, беспокойство; 3) эгоизм, эгоцентризм; 4) ригидность (негибкость) мышления и поведения; 5) слабоумие. Вопрос № 4. Знаменитый канадский психофизиолог Г.Селье назвал это явление "стрессом рухнувшей надежды". О каком эмоциональном состоянии идет речь? 1) о фрустрации; 2) об агрессии; 3) об аффекте; 4) о страсти; 5) нет верного ответа. Вопрос № 5. Психологический аффект в понимании юридической психологии это: 1) неупорядоченное поведение; 2) острое сильное переживание, характеризующееся кратковременным изменением сознания; 3) кратковременное эмоциональное переживание; 4) длительное ощущение субъективной безвыходности; 5) врожденная психическая патология. ЗАДАНИЕ №12. Вопрос № 1. Анализ частного случая в свете общеизвестных положений составляет сущность: 1) метода дедукции; 2) метода индукции; 3) эксперимента; 4) метода структурного анализа; 5) метода наблюдения. Вопрос № 2. Какая из характеристик типична для организованной преступной группы? 1) безответственность; 2) отсутствие взаимопонимания; 3) социальная самоизоляция, враждебность к окружающим; 4) конформизм; 5) стихийность действий. Вопрос № 3. Способность следователя постигать истину в результате мысленного охвата сложившейся ситуации без полной и развернутой системы рассуждения, основанная на предшествующем опыте и теоретических научных зна-ниях, называется: 1) дедукцией; 2) профессиональной интуицией; 3) индукцией; 4) идентификацией; 5) профессиональной деформацией. Вопрос № 4. Какой тип группы более всего распространен в организованной преступности? 1) союз; 2) коллектив; 3) кооперация; 4) корпорация; 5) ассоциация. Вопрос № 5. Какой вид психологического воздействия на личность наиболее типичен для толпы? 1) убеждение; 2) подражание; 3) внушение, заражение; 4) одобрение; 5) поддержка. ЗАДАНИЕ №13. Вопрос № 1. Какая из перечисленных ролей не относится к ролевой структуре ОПГ? 1) авторитеты; 2) сборщики "налогов; 3) романтики; 4) боевики; 5) недовольные. Вопрос № 2. По какому критерию можно оценить межличностные отношения в преступной группе? 1) по распределению ролей в группе; 2) по внешним атрибутам группы; 3) по психологическим особенностям членов группы; 4) по наличию конфликтных ситуаций; 5) по преступному поведению. Вопрос № 3. Что следует понимать под "ротацией кадров" ОПГ? 1) свободный выход из ОПГ и прием новых членов группы; 2) перемещение членов внутри группы в зависимости от их заслуг; 3) регулярная смена лидера; 4) обмен кадрами группы с другими ОПГ; 5) уничтожение провинившихся членов ОПГ. Вопрос № 4. Татуировки в понимании юридической психологии - это: 1) не несущий никакой информации атрибут культуры; 2) символ приобщения к криминальной субкультуре; 3) демонстрация самостоятельности; 4) бравада своими похождениями; 5) общность традиции. Вопрос № 5. Выделите понятие, не относящееся к характеристике структуры преступных групп: 1) организационная; 2) традиционная; 3) социометрическая; 4) ролевая; 5) верны ответы 3, 4. ЗАДАНИЕ №14 . Вопрос № 1. Какое из перечисленных понятий не характерно для интеллектуального компонента личности юриста? 1) знание законов; 2) уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д.; 3) знание моральных норм поведения в обществе; 4) конформизм; 5) умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия. Вопрос № 2. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности? 1) социальные задачи и закон; 2) социальная среда и личный опыт юриста; 3) мотивация, цели, средства, действия, результаты; 4) обстоятельства, знание норм права, выполнение требований руководства; 5) нет правильного ответа. Вопрос № 3. Способность юриста устанавливать межличностные психологические контакты с различными участниками общения называется: 1) профессиональной структурой деятельности; 2) коммуникативной компетентностью; 3) воспитательной подструктурой профессиональной деятельности; 4) профессионально-психологической устойчивостью; 5) профессиональной адаптацией. Вопрос № 4. Что определяет содержание деятельности юриста? 1) мотивация; 2) цель; 3) средства; 4) действия; 5) результат. Вопрос № 5. Что такое профессиональная адаптация юриста? 1) удовлетворение результатами своего труда; 2) овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями; 3) приспособление функций организма и психики к условиям работы; 4) компенсация нервных и психических затрат положительными эмоциональными переживаниями; 5) характер межличностных отношений. ЗАДАНИЕ №15 . Вопрос № 1. К каким профессиональным потребностям относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению? 1) к самоутверждению; 2) к самовыражению; 3) к самореализации; 4) к признанию; 5) к получению необходимой информации. Вопрос № 2. Из каких основных элементов состоит структура общения с учетом его социальных функций? 1) из организации и оптимизации; 2) из целей, мотивов, способов общения; 3) из коммуникативной, перцептивной, интерактивной сторон общения; 4) из знакомства, беседы, прощания; 5) из определения места и времени общения. Вопрос № 3. Восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений называется: 1) каузальной атрибуцией; 2) рефлексией; 3) аттракцией; 4) стереотипизацией; 5) идентификацией. Вопрос № 4. В чем состоит сущность профессионального общения юриста? 1) во взаимодействии юриста с другими людьми, состоящем в обмене информацией познавательного и эмоционального характера; 2) это один из основных видов его деятельности; 3) общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей юриста; 4) общение юриста определяется уровнем его культуры и нравственности; 5) характер общения юриста определяется целью, задачами и особенностями его профессиональной деятельности. Вопрос № 5. Что такое "аффилиация"? 1) потребность в признании; 2) потребность в общении, в любви и поддержке; 3) переживание неудачи в чем-либо; 4) потребность в самоутверждении; 5) стремление к самореализации. ЗАДАНИЕ №16 . Вопрос № 1. По каким показателям целесообразнее воссоздавать (портретировать) образ человека? 1) по возрастным особенностям; 2) по физическому облику, экспрессии, внешнему оформлению; 3) по профессиональным особенностям поведения и речи; 4) по особенностям выражения чувств; 5) по одежде, обуви, украшениям. Вопрос № 2. Что означает понятие "каузальная атрибуция"? 1) интерпретация юристом причин и мотивов поведения человека, приписывание ему каких-либо качеств, исходя из личного опыта, взглядов и интуиции; 2) это переживание своего отношения к партнеру по общению; 3) это отношение партнера к какому-либо социальному типу по профессиональному, национальному, возрастному или иному признаку; 4) возникновение чувства симпатии к партнеру по общению; 5) познание юристом самого себя через общение с другими людьми. Вопрос № 3. Что такое рефлексия? 1) уподобление, отождествление человека с кем-либо; 2) восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений; 3) возникновение при восприятии человека человеком чувства симпатии и привлекательности; 4) осознание человеком того, как он воспринимается и оценивается другими людьми; выяснение того, как другие знают и понимают его. 5) это отражение человеком реакций его партнера по общению. Вопрос № 4. Назовите основные особенности формирования образа партнера в ходе общения. Какая из характеристик не имеет отношения к этим особенностям? 1) осмысленность; 2) константность; 3) целостность; 4) предметность; 5) вариативность. Вопрос № 5. Что такое "невербальное общение"? 1) использование в процессе общения ненормативной лексики, жаргона, диалекта и т.д; 2) один из способов маскировки своих мыслей при общении; 3) один из видов доверительного общения; 4) использование для передачи информации мимики, жестов, позы; 5) характеристика конфликтной ситуации при общении. ЗАДАНИЕ №17 . Вопрос № 1. Как выражается оценочное отношение человека к ситуации в процессе общения? 1) интонацией, дикцией, темпом речи; 2) смехом, плачем, вздохами, аплодисментами; 3) мимикой; 4) жестами; 5) позой, дистанцией общения, движением по отношению к партнеру. Вопрос № 2. Какие признаки являются опорными при составлении портрета человека? 1) пол, возраст человека; 2) общее выражение лица; выражение глаз; поза; 3) одежда, прическа, походка; 4) особенности голоса и речи, манера поведения; 5) рост человека, цвет глаз и волос. Вопрос № 3. Какое правило требует при составлении психологического портрета исходить из рекомендаций психологии? 1) правило юридически значимой типизации; 2) правило индивидуализации; 3) правило ориентации на общую структуру личности; 4) правило правовой компетентности и криминального опыта личности; 5) правило ситуативной определенности психологии личности. Вопрос № 4. Что такое профессиональная деформация личности юриста? 1) психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности; 2) уровень профессиональной подготовки юриста; 3) показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека; 4) психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности; 5) чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций. Вопрос № 5. Для какого типа групп характерен эффект Латейна? 1) для диффузных групп; 2) для коллектива; 3) для корпорации; 4) для кооперации; 5) для ассоциации. ЗАДАНИЕ №18 . Вопрос № 1. К критерию выявления лжи, на основе речевых высказываний подозреваемого не относится: 1) кажущиеся несоответствия в высказываниях; 2) подробное изложение информации; 3) дефекты речи; 4) уклонение от ответа на прямой вопрос; 5) повышенная речевая активность. Вопрос № 2. Система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, основанный на обратной связи, называется: 1) тактикой межличностного взаимодействия; 2) коммуникативным контактом; 3) психическим принуждением; 4) психологическим давлением; 5) все ответы верны. Вопрос № 3. Выделите причины, не оказывающие решающего влияния на появление дефектов правовой социализации подростка: 1) конфликты с родителями; 2) желание казаться независимым; 3) трудности и неудачи в школе; 4) контакты, сближение с деморализированной личностью; 5) отсутствие интереса к изучению правовых норм. Вопрос № 4. В периоды допроса, когда подследственные пытаются скрыть истину, отрицая свое участие в преступлении, в их речи заметно возрастает количество акцентирующих и описывающих жестов. С их помощью они пытаются… 1) успокоить себя, снять стресс; 2) отвлечь внимание следователя; 3) отвлечь внимание следователя; 4) придать большую убедительность ложным показанием; 5) все ответы верны. Вопрос № 5. Психологической особенностью допроса обвиняемого является: 1) диагностика конфликтной ситуации допроса, психологический анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное планирование тактики допроса; 2) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления допрашиваемого; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, стимулирования мышления, восстановления ассоциативных связей; 4) психологический анализ поведения допрашиваемого до, в момент и после совершения преступления; 5) психологическая диагностика личностных особенностей допрашиваемого: социальной направленности, убеждений и т.д.
-