Введение:
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких пресуплений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга.
Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.
Тревожная статистика случаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с детьми и престарелыми доказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицах городов.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные.
В общественном сознании и СМИ проблема насилия представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая».
Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.
Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.
Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.
Проблематика психологии насилия обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Д.Левинсон, Дж.Кабрин, Д.Финкелхор, К.Брон, Э.Миллер, и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.).
Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии).
В настоящей работе исследование осуществлялось, опираясь на понятия и принципы системного подхода.
Цель исследований
Создать описательную модель насилия в семье, опираясь на понятия и принципы системного подхода.
Задачи исследований
Разработать карту структурирования информации о семейной системе в контексте насилия.
Раскрыть и описать механизм, через который насилие передается в семейной системе.
Проследить динамику процесса циркуляции насилия в семье.
Введение 2
Глава 1. Насилие в семье
1.1. Понятие насилия 5
1.2. Проблема насилия в семье 7
1.3. Определение насилия 8
1.4. Основные формы насилия 9
1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье 11
1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств 12
1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития 16
Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии
2.1. Определение семейной психотерапии и основные
этапы её развития 20
2.2. Общая теория систем и семейная психотерапия 23
2.3. Семья как система 31
Глава 3. Исследование насилия в семье
3.1. Общее описание технологии исследования 44
3.2. Описательные модели насилия в семье 46
3.3.Основные выводы работы 59
Заключение
Литература
Приложение
1. Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.-Спб.:прайм-Еврознак, 2001.( Секреты психологии)
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия-Спб.:Питер, 1997 (серия «Мастера психологии»)
3. Дэвид Фримен «Техники семейной психотерапии» Спб.:Питер, 2001 (серия «Практикум по психотерапии»)
4. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога)
5. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.
6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.-Спб.: Питер, 2001.-(серия «Практикум по психологии»)
7. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.-М.: Академия, 1997.
8. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М.:1997.
9. Эйдемиллер .Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- спб.: Питер, 2000. ( серия «Хрестоматия по психологии»).
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субьективности. Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999. 598 с.: (Серия «Мастера психологии»)
12. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб.: Издательство «Питер», 1999. 752 с.
13. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М,1997. 256 с.
15. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984
16. Пайнс Э., маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Издательство «Питер»,2000. 528 с.: ил. (Серия 2Практикум по психологии»)
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. ИНФРА-М,1998. 528 с.
18. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-Интерпракс,1993. 304 с.
19. Краткий философский словарь./Под редакцией А.П.Алексеева. М.: «Проспект»,20000. 400 с.
20. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-Интерпракс,1993. 304 с.
21. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно практической конференции. М., РИПКРО, 1997.
22. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
23. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
24. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: «Медицина», 1989.
25. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.