ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современное состояние экономики РФ считается переходным. На этом этапе рынок представляет собой хаотичное сочетание различных по уровню и совершенству механизмов, форм, структур, технологий и технико-экономических принципов.
Реклама - неотделимое явление современности, зародившееся еще на заре цивилизации, пережило разные этапы становления вместе с эволюцией человека, его потребностей и культурного развития. В условиях рынка цивилизованная реклама является необходимой составляющей системы коммуникаций субъектов предпринимательской деятельности. Она не только информирует потенциальных покупателей и потребителей о возможности покупки того или иного товара, но и дает возможность оптимального выбора, поскольку объективно информирует о качестве, цену, способы использования и сервисное обеспечение - все, что покупателям необходимо знать для правильного выбора.
Проблемы формирования и развития управления рекламной деятельностью в современной России получили отражение в большом количестве научной литературы, материалах научно-практических конференций и семинарах. Методологические аспекты функционирования управления рекламой на предприятиях, ее особенности, преимущества и ф недостатки, влияние на потребителей исследуются в работах Л.В. Балабановой, Л.Ю. Гермогеновой, И.А. Гольмана, М.М. Гуркова, А.П. Дуровича, Н.С. Морозовой, В.Л. Музыканта, Н.С. Перекалиной и других.
В настоящее время среди трудов зарубежных авторов в этой области необходимо выделить работы М. Айзенберга, В.Ф. Аренса и К.Л. Бове, Б. щі Батры и Дж. Майерса, А. Дейяна и А. Троадека, Д. Делла и Т. Линда, Г. Картера, Ф. Котлера, занимающих ведущие позиции в области маркетинга.
Следует отметить, что такие авторы как М.Б. Биржаков, К.Г. Борисов, С. Двоскин, А.П. Дурович, М.В. Ефремов, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальное, Ф. Котлер совместно с Дж. Боуэном и Дж. Мейкензом и других в свуоих работах отражают вопросы технологии управления рекламной деятельности непосредственно для туристских предприятий с учетом специфики российского рынка, либо с возможностью их адаптации.
Вместе с тем динамическое развитие теории и практики индустрии туризма, появление новых технологий, способствующих производству более качественной рекламной продукции, развитию конкуренции на рынке туруслуг, обусловливают необходимость дальнейшего исследования как отдельных аспектов управления рекламной деятельностью турфирм, так и создание комплексных мероприятий по продвижению турпродукта на региональных рынках.
Объект исследования – рекламная деятельность на предприятии ООО «Мурман Тур».
Предмет исследования – теоретические и методологические основы формирования рекламной политики предприятия.
Целью дипломной работы является: на основе проведенного анализа, разработка путей совершенствования рекламной политики предприятия в системе рекламной деятельности. Предметом исследования является рекламная политика. Объектом исследования выступает ООО «Мурман Тур».
В ходе достижения цели ВКР необходимо решение следующих задач:
дать теоретическое обоснование рекламной политики, рекламы, изучить основные инструменты;
рассмотреть экономическо-организационную структуру ООО «Мурман Тур»;
провести анализ рекламной политике в системе рекламной деятельности ООО «Мурман Тур» и дать оценку ее эффективности;
разработать методы оптимизации процесса управления рекламной деятельностью на ООО «Мурман Тур».
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых, в которых рассматриваются проблемы организации и управления рекламной деятельностью современных компаний, закономерности и особенности организации сотрудничества рекламных агентств и рекламодателей; закон РФ о рекламе.
Методологическую основу исследования составили труды ведущих специалистов по рекламе: О. Бондаренко, И. Крылов, С. Пименов, А. Пашков, Н. Швец, Н.С. Морозова, С. Сычев, Д. А. Канаев и др.
В процессе исследований были использованы принципы и методы научного исследования в экономике: диалектический, логический и исторический, применён статистико-экономический анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения и списка литературы, приложений.
1.1. Понятие, сущность, содержание рекламы
Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг от имени фирмы (с целью вызвать положительную реакцию у контактной аудитории). Реклама является массовой коммуникацией, воздействующей на формирование мнений и настроений, способствующей закреплению привычек, навыков покупателя. Основные характеристики рекламы как инструмента маркетинговых коммуникаций: общественный характер, способность к убеждению, экспрессивность, обезличенность, однонаправленность, опосредованность. Основными сферами принятия решений по рекламе являются объект (определенный товар, программа, услуга, предприятие) и двигатель рекламы (само предприятие, рекламные агентства) .
Функции рекламы:
информирование - демонстрация потенциала предприятия и свойств продукции;
манипулирование - воздействие на эмоции, позиции, ожидания и действия, связанные с совершением покупки теми потребителями и пользователями, которые являются субъектами рекламы, с целью выработки определенного отношения к собственной продукции;
комплиментарная функция - поддержание всех остальных элементов маркетинга.
Рекламное сообщение показывает, что, как и в какой форме должно быть сказано, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений потребителем и добиться желаемого эффекта. Что сказать, определяется конкретным предложением, информирующим потребителя о типе продукта, торговой марке, условиях потребления и др. Как сказать, определяется такими требованиями к сообщению, как: привлечь внимание, быть интересным, способным убеждать, быть запоминающимся и др. В какой форме сказать, определяется конкретным макетом, фотографией, текстом, звуковым оформлением и т.д.
Канал распространения рекламы - это способ тиражирования рекламного сообщения и доставки его широкой публике, распространения во времени и пространстве. Типы каналов распространения рекламы следующие:
прямой канал - использует печатную рекламу, которая вручается при личном контакте, рекламу по телефону, рекламу с помощью компьютерных сетей;
Введение 3
1. Теоретический подход к формированию рекламной политики в коммерческой организации 6
1.1. Понятие, сущность, содержание рекламы 6
1.2. Принципы фомирования рекламной политики как части рекламной деятельности 15
1.3. Рекламная кампания как часть рекламной политики фирмы 18
2. Анализ рекламной политики ООО «Мурман-Тур» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы 25
2.2. Анализ деловой активности фирмы на туристическом рынке 38
2.3. Анализ рекламной деятельности фирмы 51
3. Пути оптимизации рекламной политики ООО «Мурман-Тур» 62
3.1. Направления оптимизации рекламной политики фирмы 62
3.2. Эффективность реализации предложенных мероприятий 67
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 78
1. Амблер, Т. Практический маркетинг: Пер. с англ. / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2006. – 337с.
2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – М.: Феникс, 2006. – 428 с.
3. Барчуков, И. С. Туризм: организация, управление, маркетинг / И. С.Барчуков, А. А.Нестеров, Е. В. Нестеров - СПб.: Нева, 2007. – 490с.
4. Басовский, Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2010. – 377с.
5. Батра, Р. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. - 5-е изд. / Р. Батра. - М.: Вильямс, 2006. – 388с.
6. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / Н. Л.Безрукова, В. С. Янкевич. - М.: Эсмо, 2008. – 228с.
7. Бобылева, М.П. Рекламный менеджмент: основы профессиональной деятельности / М. П. Бобылева. - М.: Экономика, 2005. – 331с.
8. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлека-тельные комплексы / В. В. Богалдин-Малых. - М.: Норма, 2006. – 221с.
9. Боуэн, Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Дж. Боуэн, Ф.Котлер, Дж. Мейкенз. - М.: Экономика, 2007. – 390с.
10. Булгари, М. PR в Интернет. Паблисити, имидж, реклама, паблик релейшанс / М. Булгари. - СПб.: БОЛГАР, 2009. – 332 с.
11. Галкин, С.Г. Рекламный бизнес в Интернет / С.Г. Галкин. - М.: Центр, 2005. – 490 с.
12. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е. Л. Голубков. - М.: Феникс, 2005. – 377с.
13. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология / Е. П. Голубков. - М.: Финпресс, 2010. – 290с.
14. Гольман, И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности / И.А. Гольман. - М.: Гелла-принт, 2009. – 378с.
15. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / Е. А. Джанджугазова. - М.: Эсмо, 2006. – 332 с.
16. Жаров, А.И. Стратегия и тактика маркетинга / А.И.Жаров, Н.Н.Изосимова. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 366с.
17. Квартальнов, В.А. Туризм как сектор экономики / В.А. Квартальнов. – М.: Феникс, 2008. – 324 с.
18. Кузнецова, А.Ю. Стратегия ценообразования на рынке туристических услуг / А.Ю. Кузнецова // Маркетинг. – №4. – 2009. – С. 14 – 16.
19. Курязина, А. Лабиринт – Ваш надежный путеводитель / А. Курязина // Туризм и отдых. – №2. – 2008. – С. 12 – 13.
20. Маслова, Т.Д. Маркетинг. / Т.Д.Маслова, С.Г.Божук, Л.Н. Ковалик - СПб.: Питер, 2008. – 371с.
21. Моррис, Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Р. Моррис. - М.: Банки и биржи, 2005. – 388 с.
22. Музыкант, В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике / В.Л. Музыкант. - М.: Армада-пресс, 2010. – 378 с.
23. Панкратова, Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратова. - М: Дашков и Ко, 2008. – 312 с.
24. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2005. – 356 с.
25. Полукаров, В.Л. Рекламный менеджмент: телевидение, радиовещание / В.Л. Полукаров, Н.А. Голядкин. - М.: Эсмо, 2005. – 299 с.
26. Романов, А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов. - М.: Банки и биржи, 2005. – 344 с.
27. Саак, А. Э. Маркетинг в гостиничном и ресторанном бизнесе / А. Э.Саак, М. В. Якименко. – Таганрог: ТНУ, 2005. – 218 с.
28. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У.Уэллс, Дж.Бернет, С.Мориарти. - СПб.: Питер, 2005. – 319 с.
29. Хромов, Л.Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика / Л.Н. Хромов. - Петрозаводск: Фолиум, 2005. – 233 с.
30. Шепетилов, А.И. Реклама на рынке туристических услуг/ А.И. Шепетилов // Сборник научных трудов МЭСИ. – М.: Эсмо, 2008. – 234с.