Введение По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям. Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. В пределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам. Принятая Концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров. В настоящее время российский бухгалтерский учет характеризуется следующими особенностями. 1. Сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций. 2. Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д. 3. Обеспечение информативности, оперативности и аналитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства. 4. Динамичность организации и совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение учета. Постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий будет переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер. В этих условиях будет происходить повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.
Введение 3 1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в РФ 5 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России 5 1.2 Построение системы нормативных актов 6 2. Обзор нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет 10 2.1.Требования, предъявляемые к Закону о бухгалтерском учете 10 2.2.Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в России 12 2.3. Обзор новых нормативных документов по бухгалтерскому учету 12 3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета 17 3.1 Концепция развития бухгалтерского учета 17 3.2 Реформирование системы бухгалтерского учета в РФ 18 Заключение 20 Список литературы 21
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух, 2009. – с.233. 2. Малькова Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета: Учеб. пособие. СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2007. – с.487. 3. Новые нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности / Составитель Кондраков Н.П. – М., 2006, 17с. 4. Применение международных стандартов финансовой отчетности. Учебное пособие / Под ред. А.М. Гершуна Фонд "Фонд развития бухгалтерского учета", 2004. – с.258. 5. Соколов В.Я. Тенденции развития учета // Бухгалтерский учет, N 11, июнь 2008 г. – С. 14-23. 6. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике, М.: “Перспектива”, 2003, 35с. Периодическая литература 1. Бакаев. А.С. Программа реформирования бухгалтерского учета: проблемы ее выполнения.// Бухгалтерский учет № 8, 2005, 38с. 2. Глушков. И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Новосибирск, фирма “ЭКОР”, 2007, 89с. 3. Николаева. С.А. Нормативное регулирование бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет № 2, 2004, 15с. 4. Николаева. С.А Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике. //Бухгалтерский учет № 1,2007, 15с. 5. Пантелеев. В.Н. Кто может сегодня руководить бухгалтерским учетом в стране. // Бухгалтерский учет № 3, 2007, 8с. 6. Пятов. Л.М. Как работать бухгалтеру в условиях противоречий в законодательстве // Бухгалтерский учет. – 2006. -№ 7., 14с. 7. Сотникова. Л.В. Новые формы бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет № 8, 2008, 11с.