Глава 1. Государственная политика обеспечения жильем населения Приморского края 1.1. Жилищная политика в России Под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства (включая всю систему органов государственного и муниципального управления) через различные механизмы и инструменты на весь комплекс жилищных отношений, понимаемых в самом широком значении и включающих отношения по поводу строительства, распоряжения, владения, использования, содержания и управления, финансирования строительства, оборота и содержания жилых единиц . «Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметовдомоустройства.» Решение жилищной проблемы путём повышения доступности жилья для населения и увеличения доли собственников является важнейшей социально-экономической предпосылкой стабилизации современного российского общества. В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства жилья основным источником средств, направляемых на улучшение жилищных условий, становятся сбережения граждан и банковские кредиты. Доступность жилья самым непосредственным образом влияет на состояние демографических показателей страны, рост её населения. Возможность граждан создать семью, вырастить и выучить детей, дав им «дорогу в жизнь», определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием жилья, удовлетворяющего современным представлениям людей о комфортности. Обеспечение доступности жилья открывает возможность проведения эффективной миграционной политики - длительные очереди на жильё оказывают серьёзное негативное влияние на мобильность рабочей силы и уровень безработицы, привязывая граждан к месту постановки на жилищный учёт и препятствуя свободному перемещению трудовых ресурсов в рамках экономического пространства страны. Для России, учитывая её географические масштабы, решение данной задачи имеет первостепенное значение. В частности, в этом кроется ключ к решению проблемы острой нехватки рабочих рук в таких регионах сосредоточения основной ресурсной базы, как Сибирь, Дальний Восток и ряде других, связанной именно с тем, что государство не может обеспечить гражданам доступность жилья в этих регионах. Доступность жилья - очень болезненная проблема. Если её не смягчить, она останется серьезным тормозом экономического роста и более того, источником социальной напряженности в обществе . Доступность жилья является сложным многогранным индикатором, который не только отражает ход рыночных реформ в жилищной сфере, их социальную направленность, но и связан с общим течением социально-экономических процессов в обществе, их успешностью, учитывает поведение населения на рынке жилья, его ожидания, степень доверия к государственным и коммерческим институтам. Возможность улучшить жилищные условия является сложной категорией, в которой тесно переплетаются демографические, социально-экономические характеристики текущего уровня благосостояния населения, параметры бюджетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания. Задачи реформирования жилищного сектора • изменить существующее положение в сфере собственности на жилье, передав государственное жилье в частную и муниципальную собственность • внести явность в вопросы прав собственности на землю и недвижимость в целом • использовать механизм цен для распределения жилых единиц (создание рынка жилья) • установить принципы оценки недвижимости • разработать новые механизмы финансирования и кредитования жилищного сектора • демонополизировать и приватизировать строительные, ремонтные и эксплуатационные организации • создать конкретную среду в сфере содержания и строительства жилищного фонда • установить принципы и методы предоставления низкодоходным
Введение 3 Глава 1. Государственная политика обеспечения жильем населения Приморского края 6 1.1. Жилищная политика в России 6 1.2. Доступность жилья на первичном и вторичном рынках 12 1.3. Особенности обеспечения жильем в Приморском крае 17 Глава 2. Программа жилищного обеспечения в Приморском крае 22 2.1. Общая характеристика программы «Обеспечение жильем молодых семей» 22 2.2. Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке" на 2009-2012 годы 27 Заключение 30 Список литературы 32
1. Айзинова И.М. "Жилищный вопрос" в трех измерениях/ И.М. Айзинова // Пробл. прогнозирования. - 2007. - N 2. - C.90-115. 2. Басин Е.В. Доступное и комфортное жилье/ Е.В. Басин // Нац. проекты. - 2008. - N 6. - С.46-49. 3. Бессонова О.Э. Новая жилищная модель как антикризисная мера / О.Э. Бессонова // Регион: экономика и социология. - 2010. - N 2. - С.203-222. 4. Бесхмельницын М. Роль государства в обеспечении доступности жилья для населения России/ М. Бесхмельницын // Пробл. теории и практики управл. - 2005. - N 6. - С.15-21. 5. Бирюков В.А. Опыт решения жилищной проблемы в развитых странах/ В.А. Бирюков // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 10. - С.58-68. 6. Бурдяк А.Я. Обеспеченность населения России жильем: региональные и социально-демографические особенности/ А.Я. Бурдяк // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2008. - Т.8, N 4. - С.3-17. 7. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации / М.Викторов, В.Кошелев, В.Грахов // Экономист. - 2007. - N 1. - С.56-60. 8. Грушина О.В. Жилищный вопрос в РФ: решение в рамках новой экономической парадигмы/ О.В. Грушина // Мир России. - 2011. - Т.20, N 2. - С.125-141. 9. Гуртов В.К. Малоэтажное жилье - эффективная составляющая социально-экономической стратегии в процессе выхода страны из кризиса/ В.К. Гуртов // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 10. - С.35-53. 10. Денисенко Е.Б. Анализ первичного рынка жилья: как активизировать операции с использованием ипотечных схем/ Е.Б. Денисенко // ЭКО. - 2007. - N 1. - С.159-167. 11. Донской П.К. Социально значимое жилье станет вкладом в экономический рост регионов / П.К. Донской // Нац. проекты. - 2011. - N 7/8. - C.28-30. 12. Доступное и комфортное жилье // Рос. газета. - 2006. - 30 мая. - С.18-51. – 13. Жилищный вопрос и логика его решения / Татьяна Говоренкова, Алексей Жуков, Дмитрий Савин, Александр Чуев // Муницип. власть. - 2007. - N 2. - С.94-105. 14. Изюмова Е. Новостройки: брать или не брать // Спрос. - 2011. - N 1-2. - С.76-77. – 15. Кислый В.В. Социально-типологические особенности малоэтажного домостроения/ В.В. Кислый // Нац. проекты. - 2011. - N 9. - С.54-56. 16. Колодина И. Жилье в доступном пакете/ И. Колодина // Российская бизнес-газета. - 2004. - 25 янв. - С.1, 17. Коняхин Г.В. Государственная жилищная политика России в 90-х гг. ХХ в.: мифы и реальность/ Г.В. Коняхин // Соц.-гуман. знания. - 2010. - N 5. - С.94-103. 18. Кошман Н.П. Сделать жилищную политику социально ориентированной / Кошман Н.П., Глинский К.К., Пономарев В.Н. // Нац. проекты. - 2007. - N 9. - С.46-49. 19. Кульков В.М. Теоретические и структурные аспекты жилищной проблемы/ В.М. Кульков // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 10. - С.21-27. 20. Панкин Б. "Жилище" и "жизнь" - слова одного корня/ Б. Панкин // Рос. газета. - 2000. - 21 окт. - С.7. 21. Попов С. Об особенностях реализации государственной жилищной политики в России на современном этапе / С.Попов, А.Мишунина // Власть. - 2009. - N 11. - С.51-54. 22. Сердобинцев Д.В. Социологическое исследование реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов / Д.В.Сердобинцев, А.Ю.Усанов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 34. - С.11-16.