Представление Цицерона о необходимости соблюдать законы оказывается аналогичным его религиозным воззрениям. Человек оказывается неспособным сам по себе жить с себе подобными, поэтому необходимы законы для того, чтобы регулировать отношения между людьми. Неподчинение законам, таким образом, отдает человека во власть собственным страстям и инстинктам, что на самом деле означает настоящее рабство. Такая позиция прослеживается и в Новом Завете: отказывающийся быть рабом Божественного закона становится рабом греха, между тем как подчинение благодати на деле означает не рабство, но «всыновление» Богу. Таким образом, законы для Цицерона играют такую же роль, как Божественный закон для христиан и иудеев: они устанавливают цель человеческой жизни, упорядочивают бытие человека и способствуют его существованию в обществе и государстве.
Необходимо отметить, что подобное отношение к законам в значительной мере продиктовано неверием в ценность человеческой личности и в этические возможности человека. Действительно, подчинение законам оказывается неизбежным и нужным не только в эпоху Цицерона,
Эссе на тему «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
1. Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов). http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/gas_gal/index.php
2. Послание к евреям св. апостола Павла // Библия Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1993.
3. Цицерон М. Т. О природе богов. СПб., 2002.