Введение
«Деонтология» означает учение о должном (греч. deon должное, logos слово, наука, учение). Применительно к медицине под деонтологией пони¬мают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполно¬ценной медицинской работы. При этом важное значение придается созданию определенного психологиче¬ского климата в коллективе, где имеют значение от¬ношение медицинского персонала к больному, отно¬шения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Большое значение в развитии деонтологии сыграла книга основоположника отечественной онкологии Н. Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (1945), положившая начало регламентации профессиональных взаимоотношений. Практическая деонто¬логия система продуманного, научно ооснованного поведения и специально разработанных конкретных мероприятий психологического воздействия на боль¬ного.
Вопросы медицинской деонтологии тесно соприкасаются с медицинской этикой. Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины . Между врачами отношения должны быть действительно товарищескими, основываться на взаимной поддержке и помощи для блага больного.
Актуальность темы.
Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.
Целью работы является изучение особенностей медицинской этики и деонтологии в различных отделениях.
Задачи работы:
1. изучение основ медицинской этики и деонтологии;
2. рассмотрение медицинской этики и деонтологии в следующих отделениях: педиатрия, неонтология; хирургия, акушерство, стоматология, психиатрия.
1. Основы медицинской этики и деонтологии
Этика система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле, а также философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.
Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.
Медицинская деонтология совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология составная часть медицинской этики, и если этика методологическое, то деонтология методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т.е. различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и др.
Представления о нравственном облике и профессиональном долге медицинского работника на протяжении прошедших столетий менялись в зависимости от социально-экономических и классовых отношений, политического строя, уровня развития национальной культуры, наличия определенных религиозных традиций и других факторов.
Успех лечения в значительной мере определяется авторитетом врача. Авторитет врача в большей степени основывается на его отношении к больному, его чуткости, участии. Хорошо известно, что равнодушие врача снижает доверие к нему больного и может резко сказаться на ходе заболевания. Если же врач пользуется большим авторитетом и уважением, если больной видит его участие с его стороны, живое желание помочь, избавить от страданий, то нередко лечение оказывается гораздо эффективнее, чем при тех назначениях у врача, которому больной не доверяет. Это отношение, которое подразумевает не обязанность, а действительное участие, сострадание и желание помочь ему, больной должен чувствовать во всех звеньях медицинской службы, начиная с регистратора в поликлинике, санитарки, медицинской сестры и заканчивая врачом как непосредственным «вершителем» его судьбы, помощником в борьбе с болезнью .
Общие положения медицинской этики изложены еще 24 века тому назад Гиппократом (460-377 г.до н.э.) в «Клятве» . Максимы Гиппократа пережили века и актуальны сегодня, как и 24 века тому назад: «Не навредить» - первая заповедь врачевания, «Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному исскуству», «Медицина поистине самое благородное из всех искусств», «Врач философ подобен Богу», «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропереходящ, опыт обманчив, суждено трудно» , и др.
Стоит отметить, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967) счел возможным рекомендовать дополнить клятву Гиппократа единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». III Международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.
В Международном кодексе медицинской этики, который был принят 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, в Лондоне (октябрь 1949 г., дополнен 22-й (1968г.) и 35-й Всемирными Медицинскими Ассамблеями (1983г.)), определены общие обязанности врачей :
Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.
Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.
Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое и психическое состояние.
Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.
Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.
С нормами медицинской этики несовместимы:
Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом Национальной медицинской ассоциацией.
Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в любое лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.
Обязанности врача по отношению к больному :
Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.
Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходит за уровень его собственных профессиональных возможностей.
Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
Врач всегда должен оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.
Врач должен себя вести по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.
Врач должен соблюдать принципы «Женевской декларации», одобренной «Всемирной Национальной Ассоциацией».
На протяжении длительного времени в нашей стране медицинскую этику в основном рассматривали как совокупность моральных критериев, которыми руководствуется медицинский работник в повседневной профессиональной работе. В настоящее время акцент изменился в пользу первого определения этики, но с существенной поправкой: вместо понятия «гуманистический» (любовь к человеку, по сути антропоцентризм) используется понятие «биологический» (почитание, восхищение неповторимостью и красотой всего живого, его поддержка), т.е. родился новый термин «биоэтика», и многие авторы употребляют понятия «этика» и «биоэтика» как синонимы .
Введение 3
1. Основы медицинской этики и деонтологии 5
2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях 10
2.1. Отделение педиатрии. Деонтология неонатолога 10
2.2. Отделение хирургии 15
2.3. Отделение гинекологии и акушерства 17
Заключение 20
Список литературы 21
Список литературы
1. Айламазян Э.К. Акушерство. СПб: СпецЛит, 2003. 528с.
2. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. Острополец С.С. // Клиническая педиатрия. 2006. - №2.
3. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. М.: Медицина, 2001. 592с.
4. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков. М.: Медицина, 2000. 574с.
5. Лисицин Ю.И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. №2. С. 7-13.
6. Нестеренко Ю. Деонтология в хирургии [Электронный источник http://www.medeffect.ru]
7. Петров С.В. Общая хирургия. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 672с.
8. Шабалов Н.П. Детские болезни. В 2х томах. Т.1. СПб.: Питер, 2002. 832с.
9. Шабалов Н.П. Неонатология : Учебн. пособие : В 2 т. / Н.П.Шабалов. Т. I. 3-е изд., испр. и доп. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 608с.