(Нет отзывов)
97 страниц
2019-06-30

Исследование проявлений гендерных стереотипов в профессиональной деятельности

В наличии
3840 ₽

Введение. Так как писать умели в основном мужчины, все несчастья на свете были ими приписаны женщинам. С.Джонсон английский писатель Да, как это не смешно, но данная цитата не лишена смысла. Во все времена мужчины и женщины находили изъяны друг в друге, всегда старались подчеркнуть свое превосходство и уличить в недостатке партнера. Мужчины считали себя сильным полом из-за физического превосходства, но по данным литературных источников, женщины «догоняют» мужчин, побивая их рекорды женщины в свою очередь, не считают себя слабым полом и в XXI веке часто занимают мужские должности, зарабатывают больше мужчин. Видя таком беспредел со стороны эмансипированных женщин, мужчины начинают бунтовать. Женщины в свою очередь дают отпор. Часто такие сцены можно наблюдать в социальной сфере. В любой организации лидирующие позиции занимают мужчина, а женщинам уготована роль подчиненной. Мужчины придумывают для женщин какие-то правила, женщины мужчин также наделяют нелепыми качествами, которых у них и в помине не было. Все то, что оба пола приписывают друг другу является гендерным стереотипом, который часто провоцирует конфликты. На основе данных литературных источников [1-54] можно предположить, что в сфере бизнеса и торговли у мужчин и женщин наличие гендерных стереотипов довольно ярко выражено. В данной работе мы постараемся выяснить это. Целью нашего исследования – изучить особенности гендерных стереотипов у мужчин им женщин работающих в сфере торговли. Таким образом, объектом исследования являются мужские и женс4ие гендерные стереотипы, а предметом – проявление гендерных стереотипов у работников сферы торговли. На основе вышесказанного мы строим ГИПОТЕЗУ о том, что у мужчин в сфере торговли проявление гендерного стереотипа более выражено, чем у женщин этой же сферы. Построив гипотезу, мы ставим перед собой следующие ЗАДАЧИ: 1) Провести анализ литературных источников с целью определить теоретические основы гендерных стереотипов. 2) Исследовать особенности проявления женских и мужских гендерных стереотипов у лиц, работающих в сфере торговли (в торговой фирме) Для данного исследования были применены следующие методики. 1) Тест-опросник «Гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины» Клёциной И.С. модифицирован для обработки автором выпускной квалификационной работы. 2) Личностный опросник автора выпускной квалификационной работы. 3) Q-критерий Розенбаума. Изучив литературные источники, мы часто встречали упоминание о том, что у мужчин и женщин наличие гендерного стереотипа не одинаково. Но мы не нашли упоминания о том, что в сфере торговли наличие гендерных стереотипов у обоих полов одинаково, либо нет. Поэтому в нашем исследовании мы попытаемся установить различия или сходства проявления гендерных стереотипов мужчин и женщин именно в сфере торговли. Для данного исследования была подобрана соответствующая БАЗА исследования, состоящая из 30 человек, имеющих высшее образование, в возрасте от 30 до 40 лет. Данный коллектив делится на две группы: 15 мужчин и 15 женщин. Но для начала нам следует узнать, что же означает гендерный стереотип, как и в чем он проявляется, и нужно ли его изучать. 1. Основные проявления женского гендерного стереотипа в профессиональной деятельности. 1.1. Женский гендерный стереотип Гендерные взаимоотношения представляют собой яркий пример того, как социальные нормы усваиваются людьми и влияют на их пове-дение. Однако интерес социальных психологов вызывает не только это. Большинство из них предполагают, что традиционные гендерные ро¬ли ограничивают развитие личности и ведут к со¬циальному неравенству. Люди часто говорят: «У мужчин и женщин раз¬ные роли, но они равноценны, так зачем же их менять?». Они считают традиционные мужские и женские роли взаимодополняющими и основан¬ными на биологических различиях между мужчи¬нами и женщинами. В этой главе мы рассмотрим предположе¬ние, что женские роли отличаются от мужских, но равны им. Мы увидим, что результаты иссле¬дований говорят о разительном неравенстве жен¬щин во всем том, что касается работы, оплаты труда, статуса и власти в обществе. Есть и другие ограничения женской роли, которые здесь не рас¬сматриваются. Например, то, что женщины, по сравнению с мужчинами, непропорционально часто оказываются жертвами сексуальных преступлений и страдают от бедности, и то, что культурные нормы, согласно которым жен¬щин ценят в зависимости от их молодости, стройности и физичес¬кой привлекательности, приводят многих к заниженной самооцен¬ке и нервным расстройствам. 1.2. Проблемы работающей женщины Согласно опубликованным министерством торговли в 1993 г. «Выдержкам из статистических исследований США», в Соединен¬ных Штатах работают менее 60% женщин, тогда как работающих мужчин – 75%. Около 67% замужних женщин с детьми младше 18 дет, 78% разведенных женщин с детьми, 58% матерей, имею¬щих детей дошкольного возраста, и 55% женщин с детьми младше трех лет работают вне дома. К сожалению, как будет показано ниже, женщины, работающие за деньги, как правило, должны по-прежнему исполнять традиционные женские обязанности по от¬ношению к дому и семье, и при этом на рабочем месте они не считаются равными мужчинам. Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая жен¬щина продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответствен¬ности за детей. Отработав смену вне дома, женщина приходит до¬мой и работает вторую смену. Эта «вторая смена» является причиной «разрыва во времени отдыха» у мужчин и женщин. По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испан¬ского происхождения – 36. Хотя исследо¬вания показывают, что мужья за последние 10 лет существенно уве¬личили свой вклад в ведение хозяйства, тем не менее работающая женщина по-прежнему выполняет в сред¬нем 69% работы по дому . Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их семейных обязанностей, а количество времени, отнимаемого у них заботой о детях (подготовка детей к школе, посещения врачей и т.д.) и вовсе осталось неизменным.


Введение
1. Основные проявления женского гендерного стереотипа в профессиональной деятельности.
1.1. Женский гендерный стереотип.
1.2. Проблемы работающей женщины.
1.3. Объяснения различий в оплате труда мужчин и женщин.
1.4. Теория справедливости и реакция женщин
на неравенство в оплате труда.
1.5. Низкий статус женщин в организациях и отсутствие
у них власти
1.6. Влияние женщин в организациях:«стеклянный потолок»
1.7. Выводы
2. Основные проявления мужского гендерного стереотипа в профессиональной деятельности
2.1. Мужской гендерный стереотип
2.2. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы
2.3. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли
2.4. Выводы
3. Исследование проявлений мужского и женского гендерного стереотипов у работающих в сфере торговли.
3.1. Объект и предмет исследования
3.2. Цели и задачи исследования.
3.3. Методики и методы исследования.
3.4. Результаты и их обсуждение.
Заключение.
Литература
Приложение


1. Абибукова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. – 1956. – № 6. – С. 123-125.
2. Алешина Ю.Е., Воловч А.С. проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991 – № 4 – С. 74-82.
3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. ролевой конфликт работающей женщины. Вопросы психологии. – 1989 – № 5 – С. 80-88.
4. Аничкина В.С. Прекрасный пол на службе у Марса // США: экономика, политика, идеология. – 1990. – № 9.
5. Астафьев П.Е. Психологический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. – М., 1899.
6. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. – 1996. – № 3.
7. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 87-95.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства – Оренбург. Изд-во ОГУ, 2000.
9. Берн Ш. Гендерная психология. Спю.; М. 2002.
10. Бондаренко Л.Ю. Мир, в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. – 1997. – № 3.
11. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему //Общественные науки и современность. – 1996. № 6. С. 163-170.
12. Бриджер С. Язык дискриминации – наследство перестройки российским женщинам // Гендерные аспекты социальной трансформации. – М. 1996.
13. Бутовская М.Л. Биология пола, культура и полороевые стереотипы поведения у детей // Семья, гендер, культура; 1994 и 1995 гг. – М., 1997.
14. Бухановский А.О., Андреев А.С. Структурно-динамическая иерархия пола человека. – Ростов/Н/Д, 1993.
15. Введение в гендерные исследования . Спб, Алетея, 2001. – Т.1, П.
16. Васильева П. Я обиделась! [гендерная психология] // Стиль 2003 № 4, С. 92-93.
17. Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). – СПб. Питер, 1996.
18. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. – 1998. – № 4.
19. Гейманс. Психология женщины. – СПб., 1911.
20. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – Л. 1990.
21. Горчакова В. мифология женской карьеры // Управление персоналом. – 2003 № 3. С. 54-56.
22. Грей Д. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры // Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб: Питер 2001.
23. Грошев И.В. Власть и социально-психологические характеристики гендерного конструктора // Мир психологии 2004 № 4 С.190-209
24. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. – Харьков; М. 1995 .
25. Клёцина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003 480 с.
26. Клёцина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии 2001 № 4. С. 162-179.
27. Клёцина И.С. От психологического пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии 2003 г. № 1. С. 61-78.
28. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 – СПб: 1998 а – С. 188-202.
29. Клёцина И.С. Гендерная социализация – СПб: 1998 б.
30. Клёцина И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб. 1999. – Вып. 3 – С. 154-168.
31. Ноговицын А. Трансформация гендерерных ролей в мифологических системах // Прикладная психология и психоанализ. – 2003 № 3 С. 5-19.
32. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина = ? СПб, 1995.
33. Палуди М. Женщины в психологии и психология женщины // Психологическая газета. – 2003. – № 3. С. 30-32.
34. Палуди М. Секреты женской психологии. СПб.; М. 2002. 409 с.
35. Раковская О.А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации. – М., 1996.
36. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии – 1987, – № 2. – С.158–165.
37. Ржаницына Л.С., Сергеева Г.П. Женщина на российском рынке труда // Социологические исследования. – 1995. – 37.
38. Сарфати Х. Модели карьеры мужчин и женщин в исследовании и развитии // Высшее образование в Европе – 1992. – Т.17, № 2. –
С. 131-140.
39. Синельникова А. Мужчины и патриархальная власть // Вы и мы. – 1998.– № 1 (17).
40. Скойтен М.С. Воспитание женщин. – СПб. 1911.
41. Степанов С. Феминизм по-русски // Психологическая газета. 2003. № 2 С. 5.
42. Степанова М. Тяжкое бремя свободы [гендерная психология] : [о женщинах в обществе] // школьный психолог 2003. – № 9: С. 3.
43. Таннен Д. Ты просто меня не понимаешь! СПб. 1996.
44. Трофимова Е. Победа без боя: [гендерная психология] // ЕИе. 2002 № 73 (ноябрь) С. 230-234.
45. Уокс К. Взаимоотношения М. 2003 300 с.
46. Хвостов В. Психология женщины // Вопросы философии и психологии – 1991 – кн. 1 (106).
47. Ходырева Н.В. понятие «гендер» в психологии // Ананьевские чтение – 97. СПб., 1997, – С. 46-47.
48. Ходырева Г.А. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 1997, гл. 5.
49. Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993.
50. Храмченко Е. Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной // Прикладная психология и психоанализ. 2001.– № 4 – С. 32-46.
51. Чего хотят женщины [от мужчин] // Психологическая газета: Мы и мир – 2003 – № 10. – С.Э.
52. Шенкман С. Мы – мужчины. – М. 1977.
53. Щербин Л.И. Карьера женщины: ее смысл и значение // Социальная реноменология. – Самара. 1997, – С. 49-58.
54. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / под ред. А.К. Байбурина. И.С. Кона. – СПб., 1991.

Список дипломных работ по предмету психология