Введение Актуальность. Современный этап развития отечественного образования характеризуется гуманитаризацией его ценностно-смысловых ориентации, целей и методов осуществления. Одним из ведущих направлений обновления школьно-образовательной системы становится актуализация значения коммуникативной природы образования, его рассмотрения как поля межсистемного взаимодействия. Особый вклад в разработку этой проблематики вносит психологические исследования различных аспектов взаимодействия субъектов образовательного пространства. В частности, изыскания по проблеме взаимодействия педагога и психолога подчеркивают его важнейшее значение в оказании действенной помощи детям с проблемами в развитии, в проектировании и экспертировании образовательного процесса, в развитии психологической компетентности учителей и т.д. Однако проблема собственно содержания, структуры взаимодействия, методов его опосредования и оптимизации остается открытой для исследования. Сохраняет свою актуальность и задача разработки диагностики трудностей, препятствующих налаживанию психолого-педагогического взаимодействия. Одним из условий его эффективности является дифференциация целей, средств, функций психологической и педагогической практик. Их спецификация требует активизации профессиональной рефлексии специалистов, осознания ими особенностей своей деятельности в сопоставлении с деятельностью другого. Организация и процесса рефлексии, и взаимодействия педагога и психолога предполагает изучение их отношения к психолого-педагогической практике. Данное направление психодиагностики пока представлено по преимуществу малоформализованными методами, исследующими представления родителей, детей, педагогов о психолого-педагогической помощи. Эффективность применения подобных методов существенно ограничена вследствие упрощенного сведения задачи взаимодействия к оказанию помощи, но не построению равноправного сотрудничества педагога и психолога. Изучение совместной практики педагога и психолога в контексте профессиональной рефлексии становится, таким образом, одним из перспективных путей выявления условий и детерминант развития психолого-педагогического взаимодействия, разработки средств его диагностики и оптимизации. Целью нашей работы является изучение психолого-педагогических аспектов профессионального сотрудничества психолога и педагога, на примере среднего общеобразовательного учреждения. Объектом исследования является взаимодействие и сотрудничество педагога и психолога в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Предметом — психолого-педагогические аспекты профессионального сотрудничества психолога и педагога. В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования: провести теоретический анализ основных понятий исследования: раскрыть основные общие сферы профессиональной деятельности психолога и педагога в рамках педагогического процесса в системе современного среднего образования; показать основные проблемные вопросы совместной практики психолога и педагога, осветить существующие способы их решения. провести анализ системы сотрудничества психолога и педагога в изучаемом среднем общеобразовательном учреждении, предложить свои способы оптимизации данного процесса. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализа научной литературы; анализа нормативной документации; моделирования. Базой исследования являлся МОУ СОШ № 10 города Апатиты, Мурманской области.
Содержание Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты совместной практики педагога и психолога 5 1.1. Основные сферы профессиональной деятельности психолога и педагога в рамках педагогического процесса в системе современного среднего образования 5 1.2. Психолого-педагогические аспекты совместной практики педагога и психолога: основные проблемные вопросы и возможности их решения 15 Выводы по Главе 1 28 Глава 2. Оптимизация совместной практики психолога и педагогов в среднем общеобразовательном учреждении 29 2.1. Анализ существующей системы взаимодействия психолога и педагогов в СОШ 29 2.2. Разработка, внедрение и оценка эффективности системы рекомендаций по оптимизации психолого-педагогических аспектов совместной практики психолога и педагогов СОШ 40 Выводы по Главе 2 50 Заключение 53 Список использованной литературы 56 Глоссарий 60 Приложения 61
Список использованной литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996. 2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. 4. Битянова М.Р. Психолог как лидер. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. Газета «Школьный психолог», Издательского дома «Первое сентября», № 44, 2003. 5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: 2002. 6. Громова Т. Чужой среди своих. Газета «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября», № 43/2003. 7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М: «Педагогика», 1991. 8. Кесаева С., Яничева Т. Психолог и школа: опыт сотрудничества // Журнал практического психолога, 1998, № 2. 9. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва—Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1995. 10. Кривцова С. Маска, я тебя знаю? (О роли психолога в современной школе) // Учит. Газ. — 1999. — 2 марта (8) 11. Кряхтунов М. Психологическое сопровождение развития профессионального сознания учителя // Журнал практического психолога, 1998, № 4. 12. Кузина В.М. Об организации психологической службы в педагогическом колледже // Журнал практического психолога, 1997, № 4 . 13. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. — М.: НМЦ «ДАР» им Л.В. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — М., 1983. т. 1. 15. Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетенции // Психол.наука и образование. -1999.- 3-4 16. Лукьянова М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование, 2000, № 3. 17. Лукьянова М.И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования // Психологическая наука и образование, 1999, № 2. 18. Маркова А.К. Мотивация учения и проблемы её формирования. — М.: 1998. 19. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. 20. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. 21. Морозова И. Состояние психологических служб в системе народного образования //Народное образование, 1993, № 3. 22. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. — Ка-зань, 1992. 23. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994. 24. Родионов В.А.. Ступницкая М.А.. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. — Ярославль, 2002. 25. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования //Психологическая наука и образование. — 1999, № 2. 26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностиче-ской и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. 27. Сотрудничество учителя и школьного практического психолога. Сборник научно-методических трудов. Под ред. А.К. Марковой. — М., 1993. 28. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. № 6. 29. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Мар¬ковой. — М., 1986. 30. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М: «Просвещение», 1987. 31. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа фор-мирования умения учиться. — М., 1992. 32. Шакуров Р. Психологическая перестройка «трудного» учителя // Народное образование, 1993, № 7. 33. Вольваченко А.Г. Социально-психологический тренинг педагогического общения. — Ростов-на-Дону: Изд-во облИУУ, 1995. 34. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та. М.: Совершенство, 1997. 35. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: ЛГУ, 1985. 36. Емельянов Ю.Н. Групповая психокоррекция в подготовке будущих учителей // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. 37. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 38. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. 39. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. 40. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. 41. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: МГУ, 1982. 42. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М.: Новая школа, 1996. 43. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1990. 44. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995. 45. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995.