Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус. Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д. Целью данной работы является рассмотрение предприятий и учреждений как субъектов административного права. Понятия и виды предприятий и учреждений Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Предприятия, учреждения являются коллективными субъектами административного права. Предприятия – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ. потребности и получения прибыли. Учреждения выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Предприятия, учреждения в зависимости от форм собственности делятся на: 1) государственные 2) муниципальные 3) частные 3) общественные 4) и смешанных форм собственности В зависимости от орг.-прав. форм: 1) товарищества 2) общества 3) государственные муниципальные предприятия 4) производственный кооператив Административно-правовой статус предприятия, учреждения – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие и учреждения приобретает и реализует в процессе совершения след. действий: 1) создание предприятия, учреждения по решению собственника имущества или уполномоченным им органа или по решению ТК 2) государственная регистрация, осуществляется по месту нахождения предприятия, учреждения местным органом государственной власти 3) получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемых в административном порядке органом государственной власти 4) оформление органов управления делами 5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия 6) ведение и предоставление бух. и статист. отчетов 7) административно-правовые гарантии прав предприятия: а) не допускается регистрация предприятия по мотивам б) запрет на вмешательство органов государственной власти в деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в) защита имущества предприятия от незаконного изъятия г) не допускается монопольное положение на рынке отдельных предприятий и не добросовестной конкуренции.
Введение 3 Понятия и виды предприятий и учреждений 4 Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений 14 Создание и ликвидация предприятий и учреждений 17 Гарантии самостоятельности предприятий и учреждений 22 Заключение 23 Список источников и литературы 25 Приложение 27
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. 4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1 5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785. 6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431 7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. 8. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000. 9. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000. 10. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2001. 11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004