Введение
Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Однако существует противоречие между тенденциями связанными со значительным ухудшением здоровья, распространенностью дезадаптивного состояния детей 6-7 лет на предшкольном этапе развития, и отсутствием комплексных коррекционно-развивающих программ, ориентированных на развитие адаптационных возможностей, школьно-значимых функций.
Эффективность коррекции дезадаптивного состояния детей 6-7 летнего возраста обеспечивает комплекс взаимообусловленных и взаимодополняющих организационно- психологических условий: разностороннее изучение особенностей дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разработка коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих снижения эмоционально- психического напряжения и уровня тревожности; развитие школьно-значимых функций (произвольного внимания, работоспособности, зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки, памяти, артикуляции, совершенствование фонематического восприятия и т.д.) Состав учащихся в первом классе всегда очень не однороден, дети приходят в школу с различным уровнем подготовленности и различной степени зрелости разных школьно-значимых функций. По данным, приводимым в СМИ, 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют органические заболевания. Среди них более половины составляют дети с задержкой психического развития. Чтобы скорректировать незрелость различных функций сначала нужно провести диагностику, что поможет понять - какие проблемы могут возникнуть у ребенка в школе. Это позволит педагогу найти индивидуальный вариант работы, не совершить ошибку при выборе тактики общения и методики обучения. Не менее важна возможность раннего прогнозирования школьных трудностей для школьного психолога и логопеда. Чтобы предупредить возникновение этих трудностей, а, возможно, и исправить уже имеющиеся недостатки, специалистами была разработана система методик коррекции школьно-значимых функций.
Основные направления коррекции дефицитных школьно значимых функций.
Коррекция дефицитных школьно-значимых функций осуществляется по разным направлениям, что отмечено в книге Г.Ф. Кумариной[4] :
- Развитие слухового внимания и памяти с использованием упражнений на запоминание и воспроизведение услышанных цепочек слов, отдельных фраз, стихотворных строк, скороговорок и т.п.
- Уточнение и развитие пространственных представлений:
- Уточнение и развитие временных представлений: сутки, неделя, месяцы, времена года, последовательность событий и действий
- Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза включает в себя тренировочные упражнения, направленные на:
Развитие фонематического восприятия
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Так же отдельно стоит упомянуть такую систему коррекции, как развитие мыслительных операций и различных видов мышления (навыки группировки, классификации, анализа и синтеза, умение устанавливать последовательность и выстраивать причинно-следственные связи, выполнение заданий по инструкциям и т.п., развитие навыков самоконтроля), развитие памяти
Не менее важной является коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы (особенно развитие коммуникативных, вербальных и невербальных навыков). В нашей работе мы остановимся на некоторых направлениях детской коррекции
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: Основные направления коррекции дефицитных школьно значимых функций............................................................................................................................3
1.Методы совершенствования движений кисти и пальцев рук, зрительно- моторной координации..5
2.Развитие артикуляции и слуха.....6
4.Совершенствование различных сторон психической деятельности: памяти, внимания, концентрации, речи...8
Заключение..12
Литература...13
Литература
1.Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России, 1995.
1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
2. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Завадений/ под ред. Г.Ф. Кумариной
4. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М., 1987.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996.
6. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей : Методическое пособие .- М. : Сфера ТЦ, 2003
7. Причины школьной дезадаптации. Богданова Оксана Сергеевна, педагог-психолог. http://festival.1september.ru/articles/313869/
8. Психологические тренинги: подготовка к школе http://azps.ru/training/