(Нет отзывов)
80 страниц
2019-05-01

Освоение в банке функции по противодействию легализации преступных доходов.

В наличии
3840 ₽

ВВЕДЕНИЕ Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение". В международном праве определение легализации ("отмывания") доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран. В последнее время методы отмывания денег становятся все более изощренными, что требует от банков и других кредитных институтов нового подхода к разработке соответствующей стратегии борьбы со все более изобретательным криминалом. Сегодня для отслеживания рисков отмывания денег и финансового мошенничества уже недостаточно использовать информационные технологии и программное обеспечение, которые являются лишь вспомогательными техническими средствами, работающими на основе заданных параметров. В мире сложились три основные модели контроля за размещением криминальных средств в систему финансовых институтов. 1. Система контроля, предусматривающая обязательное сообщение в центральное правительственное агентство обо всех сделках, превышающих определенную сумму наличными или их эквивалента. 2. Система контроля, предусматривающая запрет крупных сделок с наличными, минуя законного финансового посредника. 3. Система контроля, предусматривающая сообщение о подозрительных сделках и требующая, чтобы банки учитывали некоторые или все крупные валютные сделки, но сообщали властям о тех, которые вызывают подозрение. Одним из преимуществ первой модели над третьей является то, что она не зависит от определения сделки - какая подозрительна, а какая нет. Определение подозрительности может быть источником трений между властями и банкирами. Таким образом, необходим закон, точно определяющий круг сведений, которые служащие должны сообщать. С другой стороны, существует опасность того, что при определении перечня подозрительных обстоятельств банкиры будут сообщать только о них и не более того. Поэтому было бы полезно побуждать банкиров использовать свое профессиональное суждение для обнаружения случаев, не имеющих законного экономического обоснования. Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться: a. преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством); b. преступления, являющиеся типичными для организованной преступности; c. правонарушения; d. преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В Федеральном Законе РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" речь идет о доходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В абзаце 3 статьи 3 Закона доходы, полученные преступным путем, определяются как "денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления". К важнейшим целям легализации преступных доходов относятся: 1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников. 2. Создание видимости законности получения доходов. 3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания. 4. Уклонение от уплаты налогов. 5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления. 6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес. В связи с этим возникла необходимость противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В России такое противодействие нашло выражение в создании специального уполномоченного органа по контролю за противодействием, а также введение в действие ряда законов в этой области, регламентирующих работу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Поскольку отмывание преступных доходов осуществляется в основном с использованием банков и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, Закон вводит обязательный контроль за определенными операциями в этих организациях с денежными средствами или иным имуществом на сумму 600 тыс. рублей и выше. Перечень этих операций приведен в Законе. Также необходимо отметить, что на сегодняшний день приняты Рекомендации Банка России по организации кредитными организациями работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные рекомендации устанавливают следующее: 1. Наличие в кредитной организации сотрудника, ответственного за противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 2. Разработку в кредитной организации Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 3. В банке должны быть разработаны и должны проводится программы, призванные организовать работу по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Актуальность поставленного вопроса с каждым годом все больше возрастает. В период мирового финансового кризиса, как известно очень велика вероятность проведения незаконных операций по отмыванию доходов, полученных незаконным путем. Целью дипломной работы является изучение освоения в кредитных организациях функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - провести анализ хозяйственной деятельности банка; - изучить процесс внедрения требований противодействия легализации доходов и финансированию терроризма; - рассмотреть возможные перспективы в организации противодействия легализации доходов и финансированию терроризма. Объектом исследования дипломной работы является ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ». Предметом исследования для дипломной работы является совокупность финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» и финансовая отчетность. Методологическая основа исследования: метод анализа, сравнения, монографический метод, диалектический и статистические методы. Теоретическая база данной курсовой работы представляет собой Нормативно-правовая база Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных ученых – экономистов, материалы периодической печати, бухгалтерская отчетность ЗАО «Инвестиционного банка «ФИНАМ» за 2007 – 2008 годы. Дипломная работа изложена на 72 страницах машинописного текста и содержит 2 приложения. Глава 1. Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» 1.1. Характеристика ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» В начале своей деятельности ЗАО «Банк ФИНАМ» обслуживал исключительно предприятия энергетического сектора, но в связи с расширением банковских услуг клиентская база банка пополнилась корпоративными клиентами из других отраслей. На данный момент ЗАО «Банк ФИНАМ» предоставляет весь перечень традиционных банковских услуг, а также предлагает своим клиентам инновационные технологии банковского обслуживания, эффективное и выгодное размещение денежных средств. В конце 2006 года была представлена услуга по доступу к рынку Форекс совместно с крупнейшим Европейским банком – SAXO BANK. В 2007 году ЗАО «Банк ФИНАМ» один из первых среди коммерческих банков Москвы запустил услугу «Кредитование под залог ценных бумаг». В 2007 года ЗАО «Банк ФИНАМ» представил продукт «Кредитование под залог недвижимости». Любой желающий, имеющий квартиру в Москве или землю, или загородную недвижимость в Подмосковье может воспользоваться этой услугой, предоставив в залог свою собственность. На официальном сайте ЦБ РФ представлена регистрационная информация о банке в виде таблицы 1.1. Таблица 1.1. Регистрационные данные ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» Закрытое акционерное общество "Инвестиционный Банк "ФИНАМ" Регистрационный номер 2799 Дата внесения в КГР 19.04.1994 Основной государственный регистрационный номер 1037739001046 (04.01.2003) БИК 044552633 Адрес из устава 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д.14/13, стр. 1 Адрес фактический 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д.14/13, стр. 1 Телефон 235-0173, 235-1188, 235-1250 Устав Дата согласования последней редакции устава: 15.12.2002, cогласованные изменения в уставe: прочие изменения (25.09.2008) Уставный капитал 180 000 000,00 руб., дата изменения величины уставного капитала: 18.01.2007 Лицензия (дата выдачи/последней замены) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (12.09.2006) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (12.09.2006) Участие в системе страхования вкладов Да Подразделения кредитной организации Филиалы всего: 1 1 в Российской Федерации Дополнительные офисы 7

Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» 8
1.1 Характеристика ЗАО «Инвестиционный банк «ФИНАМ» 8
1.2 Анализ деятельности на основе Оборотной ведомости по счетам второго порядка и Отчета о прибылях и убытках 10
1.3 Разработка рекомендаций банку по противодействию легализации. 34
Глава 2. Теоретические основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. 37
2.1 Понятие и экономическая сущность противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в кредитных организациях. 37
2.2 Требования к организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в кредитной организации. 39
2.3 Нормативно-правовое регулирование ПОД/ФТ 43
Глава 3 Разработка и анализ методов и перспектив развития ПОД/ФТ 49
3.1 Разработка методики внутреннего контроля для проверки организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. 49
3.2 Анализ освоения банками РФ функции противодействия легализации доходов в сравнении с зарубежным опытом. 56
3.3 Перспективы развития ПОД/ФТ 71
Заключение 73
Литература 79
Приложения

Литература

1. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.
2. Письмо ЦБ РФ «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма» от 17.08.2004г. №100-Т.
3. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13.07.2005 №99-Т с приложениями.
4. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" от 20.12.2002г. за №207-П.
5. Положение ЦБ РФ от 19.08.2004 г. N 262-П.
6. Противодействие легализации незаконных доходов. Монография Мельникова В.Н., Мовсесяна А.Г. // МЦФЭР, 08.02.2007 С525Дата выхода: 08.02.2007
7. Балабанов И.Т., «Банки и банковское дело», СПб, Питер, 2003.
8. Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., «Финансовый словарь», М., Инфра-М, 2006.
9. Васильев А., «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма», «Банковское право», №2, 2005.
10. Махмутова Э.Х., «Система формализации финансового контроля в кредитной сфере: Банк России -правовой аспект», «Банковское право», №3, 2005.
11. Аналитический еженедельник «Финанс.», разные номера.
12. Аналитический информационный новостной портал, «Клерк», подраздел «Банкиру», http://www.klerk.ru/bank/.
13. Материалы с сайта АРБ (Ассоциации Российских Банков), http://www.arb.ru.
14. Материалы с сайта АРБР (Ассоциации Региональных Банков России), http://www.asros.ru.
15. Материал с сайта журнала «Финанс.»: письмо Алексея Френкеля: «О надзоре и надзирателях», http://www.finansmag.ru/48196/.
16. Материалы с авторского информационно-аналитического Интернет-проекта FW Экономика и финансы, http://www.FWeb.narod.ru.
17. Электронный Интернет-словарь «Мир слов», http://test.1000slov.ru/2/20/51090/.
18. Материал подготовлен с использованием информационно-правовой системы «Консультант Плюс».
19. «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» (учебное пособие) А.Н.Литвиненко, Е.Ю.Ковалева // «Знание» - М., 2004г. С.62.
20. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина 2008г. 768С.
21. Беницкий А.С. Некоторые аспекты противодействия финансированию терроризма по законодательству Украины и России // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов : Сателлит, 2005. - С. 264-266
22. Боташева А.Х. Механизм противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и борьбы с финансированием терроризма в финансово-банковской сфере // Закон и право. - 2008. - № 8. - С. 112114.
23. Журавель В.П Россия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма [Электронный ресурс] // Право и безопасность. 2003. - № 3/4 (8/9).
24. Нардина О.В. Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма : Предложения по усовершенствованию государственной политики, направленной на данные цели // Закон и право. - 2008. - № 8. - С. 1011.
25. Павловский В. Контроль над финансированием терроризма : Некоторые аспекты проблемы // Закон и право. - 2002. - № 12. - С. 25.
26. Проскурякова Ю. Контрудар. Финансовые прачечные будут закрыты [Электронный ресурс] // Рос. Бизнес-газета. 2004. 14 сент. (476).
27. Степанова Е. Противодействие финансированию терроризма [Электронный ресурс] // Междунар. процессы. 2005. Т. 3, № 2 (8).
28. Устинов В. Конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Рос. юстиция. - 2002. - № 3. - С. 811.
29. Хаминский Я.М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма : На примере ФАТФ : автореферат диссертации на канд. юрид. наук / Хаминский Я.М. - М., 2004. - 22 с.
30. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). М.Прошунин// Статут 15.03.2009 М., С224
31. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе. Опыт, проблемы, перспективы" Учебно-практическое пособие. Тосунян Г.А. // М., - Дело, 2001 г.
32. Противодействие легализации преступных доходов в банковском секторе: что удалось и что предстоит? Козлов И.В. // Финансы и кредит 2006 Май (№ 14). - С. 17-20

Список дипломных работ по предмету экономика