ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы. Интеграция России в мировую экономику потребовала обратить пристальное внимание на производство конкурентоспособных товаров, а это зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя. В настоящее время на первое место выходит борьба за потребителя как внутри страны, так и за рубежом. В условиях рыночных отношений существует объективная необходимость усиления роли качества, как одного из определяющих факторов успеха на рынке. Уровень качества является обобщающим показателем успеха не только предприятий, но и общества в целом. Предприятия металлообработки относятся к одной из базовых отраслей России, которая поставляет свою продукцию на экспорт и конкурирует с предприятиями промышленно развитых стран на мировом рынке. Однако, конкурентоспособность отечественной продукции достигается, главным образом, за счет низких затрат на оплату труда Для эффективного управления в области повышения конкурентоспособности продукции предприятий необходимы соответствующая информация и инструментарий для ее обработки. Комплексный статистический анализ качества продукции может стать этим инструментарием. Поэтому особую актуальность приобретает исследование влияния на показатели качества и конкурентоспособности продукции технических факторов, управляя которыми, можно добиться лучших результатов. В процессе интеграции в мировую экономику возникла необходимость сертифицировать продукцию в соответствии с международными стандартами качества серии ИСО 9000. Эти стандарты предполагают обязательное использование статистических методов контроля и анализа качества, поэтому актуальна разработка методики контроля и анализа качества с применением многомерных статистических методов. При этом следует учитывать, что статистические методы позволяют значительно сократить время и затраты на аттестацию металлопродукции, ускорить отгрузку продукции потребителю. И одновременно, чем выше достигнутый уровень качества, тем больше необходимый объем контроля - таков парадокс классической теории статистического контроля. Актуальность указанных вопросов предопределила выбор темы дипломного исследования, обусловила практическую значимость его результатов. Целью данного исследования является разработка методики комплексного применение статистических методов в управление качеством промышленной продукции на примере ОАО «Иши́мский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи: выявлены основные особенности развития предприятия ОАО «Иши́мский механический завод» и его продукции, как объекта статистического исследования; исследованы современные статистические методы управления качеством и возможности их применения на предприятиях металлообработки; рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности продукции и эффективности функционирования отрасли металлообработки; проанализированы вопросы оценки качества металлопродукции с учетом видов, типоразмеров и условий эксплуатации; проведена оценка эффективности применения методов многомерного статистического анализа для аттестации металлопродукции. Объектом исследования явилось качество металлопродукции ОАО «Иши́мский механический завод» - промышленного предприятия России, расположенного в г. Ишим (Тюменская область). Предметом исследования явились статистические методы оценки качества продукции и управление качеством промышленной продукции на примере ОАО «Иши́мский механический завод». Теоретической и методологической основой исследования являются объективные экономические законы, методология системного анализа, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные исследованию эффективности деятельности предприятий и проблем качества. Гипотеза исследования. Применение статистических методов в управление качеством промышленной продукции ОАО «Иши́мский механический завод» позволит снизит дефектность продукции. При решении поставленных в работе задач использованы статистические методы многомерной классификации, снижения размерности и исследования зависимостей, методы анализа временных рядов и прогнозирования, табличные и графические методы представления результатов анализа. Для достижения поставленной цели использовались статистические пакеты прикладных программ Microsoft Excel и STATISTICA. Информационная база исследования включает в себя данные бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «Иши́мский механический завод», результаты выборочных обследований качества продукции, а также данные научной и периодической печати. Практическую значимость для металлобрабатывающего предприятия имеют приведенные в дипломной работе методы.
Список сокращений 2
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1.1. Статистические методы – фундамент СМК 6
1.2. Применение статистических методов в управлении качеством 14
Глава 2. Материалы и методы исследования 19
2.1. Материалы исследования 19
2.2. Методы исследования 22
Глава 3. Результаты исследования 24
3.1. Результаты статистических методов контроля нечисловых данных 24
3.2. Результаты статистических методов контроля числовых данных 30
Глава 4. Обсуждение результатов исследования 42
4.1. Обсуждение статистических методов контроля нечисловых данных 42
4.2. Обсуждение статистических методов контроля числовых данных 48
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 64
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. - М.: Проспект, 2003.
2. ГОСТ Р 50779.42-99. Статистические методы. Контрольные карты Шухарта
3. ДСТУ ISO 8258-2001. Контрольные карты Шухарта
4. ГОСТ Р 50779.0-95 Статистические методы. Основные положения.
5. ГОСТ15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
6. ГОСТ15895-77 (СТ СЭВ 547-84) Статистические методы управления качеством продукции. Термины и определения
7. ГОСТ 23853-79 (СТ СЭВ 3946-82). Организация внедрения статистических методов анализа, регулирования технологических процессов и статистического приемочного контроля качества продукции. Основные положения.
8. ГОСТ16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
9. ГОСТ 22 732—77. Методы оценки уровня качества промышленной продукции.
10. ГОСТ 23 554.0-79 СУКП. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения.
11. ГОСТ 6.30-2004. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
12. ГОСТ Р 40.002-2004. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.
13. ГОСТ Р 40.003-2004. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.
14. ГОСТ Р 40.004-96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств.
15. ГОСТ Р 40.005-2004. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производств.
16. ГОСТ Р 50 646-94. Услуги населению. Термины и определения.
17. ГОСТ Р 50 779.11-2004. Статистические методы. Статистические методы управления качеством. Термины и определения.
18. 10. ГОСТ Р 51 293-99. Идентификация продукции. Общие положения.
19. ГОСТ Р ИСО 9000-2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
20. ГОСТ Р ИСО 9001-2005. Системы менеджмента качества. Требования.
21. ГОСТ Р ИСО 9002-96. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже. Сертификаты на их соответствие действовали до 15 декабря 2003 г.
22. ГОСТ Р ИСО 9003-96. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Сертификаты на их соответствие действовали до 15 декабря 2003 г.
23. ГОСТ Р ИСО 9004-2005. Системы менеджмента качества.
24. ИСО 10 013:2004. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
25. ИСО 10 015-1999. Руководящие указания по обучению.
26. ИСО 19 011 (2006-10-01). Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды
Литература специальная
27. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг: Практическое пособие. – М.: Издательство Ось, 2001.
28. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Части 1,2,3. – СПб: Издательство СПбУЭФ, 2001.
29. Белобрагин В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях современного рынка. – М.: Издательство стандартов, 2004.
30. Биссовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2003.
31. Боб Райан. Стратегический учет для руководителя. Перевод с англ. – М.: Издательство Аудит, 2001.
32. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 2000.
33. Гиссин В.И. Управление качеством. - М. - Ростов: Март, 2003.
34. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2004.
35. Государственная система стандартизации – комплект стандартов. – М.: Издательство стандартов, 2005.
36. Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития, Функции. – М.: Наука, 1995.
37. Исаев И.И. Управление качеством и сертификация продукции. Учебное пособие. – СПб.: Издательский центр СПб ГМТУ, 2004.
38. JIaпидус B.A. Всеобщее качество в российских компаниях. - М.: Новости, 2004.
39. Лифиц ИМ. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник. - М.: Юрайт, 2005.
40. Логанина В.И., Федосеев А.А. Статистические методы контроля и управления качеством продукции. Справочное пособие. Издательство: Феникс. 2007.
41. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества: версии 1994. – М.: Издательство стандартов, 2005.
42. Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь, версия 1994. – М.: Издательство стандартов, 2005.
43. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
44. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004.
45. Мишин В.М., Егоров ДА. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель, 2003,№8.-С. 5-9.
46. Комплексная программа ОАО «Иши́мский механический завод» «Стандарты предприятия на страже качества продукции».
47. Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
48. Куприяков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М.: Издательство Высшая школа, 2001.
49. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Издательство Экономика, 2001.
50. Порядок проведения сертификации продукции в РФ. – М.: Госстандарт России, 2001.
51. Правила по проведению сертификации в РФ.- М.: Госстандарт России, 2005.
52. Рукавицына М.Н. Управление качеством: Учебная программа курса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.
53. Рукавицына М.Н Управление качеством: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
54. Семь инструментов качества в японской экономике. - М.: Изд-во стандартов, 1990.
55. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Международные стандарты ИСО серии 9000, методика и практика применения. – М.: Издательство НИИТЭХИМ, 2001.
56. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
57. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения качества: Справочно- информационное пособие. - М.: ИЦ «Маркетинг», 2003.
58. Техпромфинплан ОАО «Иши́мский механический завод».
59. Финансовая отчетность ОАО «Иши́мский механический завод».