ВВЕДЕНИЕ Местное самоуправление как полноценная ветвь публичной власти представляет собой сегодня возможно наиболее эффективный способ решения повседневных, насущных вопросов жизнедеятельности граждан, развивающих в них инициативу, политическую самостоятельность и ответственность. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в нашей стране является одной из основ конституционного строя и формой народовластия. При этом одной из главных целей настоящего времени в области местного самоуправления представляется оптимизация сосуществования и взаимодействия муниципальной и государственной власти как двух равноправных ветвей публичной власти. В частности, задачей современного законодательства является разработка и установление таких норм и правил, при которых взаимодействие данных уровней власти будет осуществляться на принципах координации, согласованности, и одновременно будет лишено субординационных начал. Наиболее остро проблема взаимодействия, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления наблюдается в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, которые являются крупнейшими мегаполисами с многомиллионным населением, деловыми, культурными, научными и образовательными центрами России, кладовыми шедевров мировых и национальных произведений искусства; располагают разнообразием театров, музеев, спортивных комплексов, художественных галерей, памятников и архитектурных шедевров. Кроме того, город Москва является столицей Российской Федерации, в ней расположены важнейшие государственные органы и учреждения. В этом заключается уникальность данных городов, и вызванная этим необходимость учета их специфики при осуществлении местного самоуправления органами муниципальной власти, а также отражения особенностей этих городов в принимаемых нормативных актах на всех уровнях власти данных субъектов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 9 1.1. Понятие местного самоуправления 9 1.2. Функции, компетенция местного самоуправления и разграничение вопросов местного значения между муниципальными образованиями 11 1.3. Порядок формирования системы муниципального управления и организация ее деятельности 13 1.4. Организация процесса планирования деятельности органа местного самоуправления 14 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПЕРЕСВЕТ СЕРГЕЕВО ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 18 2.1. Характеристика организационной структуры местного самоуправления 18 2.2. Ресурсная обеспеченность и общий уровень развития местного хозяйства городского поселения Пересвет 37 2.2.1. Природные ресурсы 37 2.2.2. Обеспеченность энергоресурсами 40 2.2.3. Обеспеченность транспортной инфраструктурой, связью и телекоммуникациями 43 2.2.4. Обеспеченность производственными площадями 44 2.3. Структура местного хозяйства и уровень развития отраслей экономики городского поселения Пересвет 46 2.3.1. Долгосрочные тренды развития экономики муниципального района 46 2.3.2. Научно-промышленный комплекс 47 2.3.3. Топливно-энергетический и коммунальный комплекс 47 2.3.4. Агропромышленный комплекс 48 2.3.5. Строительный комплекс 50 2.3.6. Транспортно-лигистический комплекс, связь и телекоммуникации 50 2.3.7. Комплекс потребительского рынка услуг населению 51 2.3.8. Комплекс туризма, деловых, общественных и культурных связей 51 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПЕРЕСВЕТ 53 3.1. Демография, уровень и качество жизни населения 53 3.2. Социальная сфера 54 3.3. Сфера здравоохранения 54 3.4. Сфера физической культуры, спорта и образования 55 3.5. Сфера культуры 57 3.6. Наука, промышленность, энергетика, коммунальное хозяйство и строительство 58 3.7. Агропромышленный комплекс 61 3.8. Комплекс потребительского рынка и услуг населению 63 3.9. Транспортно-логистический комплекс, связь и телекоммуникации 68 3.10. Комплекс туризма, деловых, общественных и культурных связей 72 3.11. Проблемы повышения бюджетной эффективности использования ресурсов 74 3.12. Необходимость стратегического планирования, использования методологии программно-целевого подхода и индикативного планирования 79 4 СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСТКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ВХОДЯЩИХ В НЕГО ПОСЕЛЕНИЙ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 82 4.1. Структура основных мероприятия социально-экономического развития 82 4.2. Система среднесрочных программ развития муниципального района в разрезе межотраслевых комплексов местного хозяйства, приоритетных национальных, региональных и местных проектов, а также в разрезе городских и сельских поселений 83 4.3. Основные мероприятия по развитию социального партнерства населения, бизнеса и органов местного самоуправления 86 4.4. Основные мероприятия по нормативно-правовому обеспечению развития местного хозяйства и местного самоуправления 88 4.5. Развитие муниципальной статистики и информационное обеспечение основных мероприятий социально-экономического развития муниципального района и входящих в него поселений 89 5 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 93 5.1. Основные мероприятия по обеспечению и укреплению правопорядка 93 5.2. Основные мероприятия по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне 94 5.3. Основные мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения и охране окружающей среды 95 5.4. Основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабун Р.В., Альбах Е.Н., Зыков С.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 2. Бабун Р.В., Мальковец Н.В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении для всех): Пособие для населения и общественных организаций. – М.: МОНФ, серия «Библиотека местного самоуправления». – вып. 36, 2001. 3. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. – М.: МОНФ. Серия «Библиотека местного самоуправления». Вып.35, 2001. 4. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. – М.: ИНФРА-М, 2001. 5. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. 6. Власова Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000. 7. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М: Финансы и статистика, 2002. 8. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 1988. 9. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина И.И. Основы муниципальной экономики. – СПб., 2000. 10. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. – М.: Дело, 2001. 11. Зотов В.Б. Новые организационные формы управления в жилищно-коммунальном комплексе: управление кондоминиумом. – М.: ГУУ, 1998. 12. Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление. Учебное пособие. Ч.1. – М.: СГИ, 2001. 13. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне. – М.: Финансы и статистика, 2002. 14. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. 15. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. – Ростов-н/Д.: МарТ, 2001. 16. История местного самоуправления в России. Хрестоматия. // сост. Кириллов Ю.В. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1996. 17. Кузнецов Е.П., Дыбов А.М., Сутырин Н.М. Техника и технологии отраслей городского хозяйства. – Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2001. 18. Маркварта Э. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления. / под ред.. – М., 2000. 19. Пенкова-Люейер П., Рогозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. // Муниципальное управление. – 2000. – вып.3. – с.13-18. 20. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Р-н/Д.: РостИздаТ, 2001. 21. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2003. 22. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. 23. Стратегическое планирование. / под ред. Уткина Э.А. – М.: ЭКМОС, 1998. 24. Таги-Заде Ф.Г. Энергоснабжение городов. – М.: Стройиздат, 1992. 25. Филлипов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. – М.: Дело, 2000. 26. Фомичева Е.В. Экономика природопользования. – М.: Торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 27. Чернышова Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы. – М.: Госстрой России, серия «Градостроительство и городское планирование». – Выпуск 11, 2003. 28. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / под ред. Батчикова С.А., Глазьева С.Ю. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, АО «Консалтбанкир», 1998.