Введение
Прежде чем приступить к раскрытию заявленной темы, необходимо определить степень актуальности и сложности данного вопроса.
Вообще, что касается непосредственно самого страхования, то здесь следует отметить, что страхование как система защиты имущественных интересов граждан, оганизаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, природных и техногенных катастроф и иных непредвиденных явлений. [4, стр. 6]
Многовековой опыт страхования убедительно доказал, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику, а именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики, которая пребывает в сложном положении, поэтому налаживание непрерывного и бесперебойного производственного процесса, поддержание стабильности и устойчивости экономического развития, повышение уровня жизни населения требуют формирования системы страховой защиты. В связи с этим, в современной России важной задачей является становление цивилизованного страхового рынка. [1, стр. 357-358]
В настоящий момент, из-за увеличения количества и объемов информационных потоков возрастает роль автоматизации обработки информации. Данное направление наиболее интенсивно развивается в различных областях экономики, в том числе и в сфере страхования. [2, стр. 8-9]
Следует отметить, что, автоматизация страхового бизнеса в России еще и весьма перспективна и актуальна. В связи с желанием уберечься от всевозможных рисков, к услугам страховых фирм прибегает большое количество людей. Сейчас в России действует около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет за собой необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих российских страховых компаниях лишь совсем недавно стали задумываться о необходимости внедрения автоматизированных информационных систем.
Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это связано, со вступлением в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который стимулирует рост количества договоров страхования. Это означает катастрофический рост объема данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных инфрмационных систем. Еще одним важным фактором является изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности, что требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой. [3, стр. 287]
Что касается степени сложности рассматриваемого вопроса, то здесь следует отметить, что автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. Если в некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получить желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания информационной системы, то в страховой деятельности ситуация несколько иная все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима автоматизация всех процессов в комплексе.
Таким образом, исходя из всего выше изложенного, следует отметить, что автоматизированные информационные системы в страховой деятельности играют и будут играть немалую роль.
Основной целью работы является рассмотрение и раскрытие наиболее важных аспектов данной темы, в частности, изучение понятия и сущности страховой деятельности, а также особенностей применения информационных систем в сфере страхования.
Данная цель достигается посредством следующих, наиболее значимых задач: изучить основные принципы, роль и виды страхования; рассмотреть особенности технического и программного обеспечения, а также технологии функционирования информационных систем страховой фирмы; наметить дальнейшие перспективы развития информационных систем в сфере страхования.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Понятие и сущность страховой деятельности
1.1. Роль и основные принципы страхования . . . . 5
1.2. Функции и виды страхования . . . . . . 8
Глава 2. Особенности применения информационных систем в сфере страхования
2.1. Функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии . . 14
2.2. Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела . . . . . . . . 17
2.3. Особенности технологии функционирования информационных систем страховой фирмы . . . . . . . . 20
2.4. Программное обеспечение информационных систем страхового дела 27
Заключение . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . 39
Приложения . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы
1. «Автоматизированные информационные технологии в экономике»:
Учебник/Под ред. проф. Г.А. Титоренко - М.: ЮНИТИ, 2006 г. 399 с.
2. «Информационные системы в экономике»: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальностям экономики и управления (060000)/Под ред. Г.А. Титоренко 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. - 436 с.
3. «Информационные системы в экономике»: Учеб. пособие/Под ред.
Г.Н. Исаева М.: Омега Л, 2006 г. 426 с.
4. «Страхование»: Учеб. пособие/Под ред. Ю.А. Сплетухова, Е.Ф. Дюжикова М.: ИНФРА-М, 2007 г. 312 с.
5. «Страхование»: Учебник для вузов/Под ред. В.В. Шахова М.: ЮНИТИ, 2008 г. 311 с.
6. «Страховое дело»: Конспект лекций/Под ред. Н.В. Троицкой М.: «Приор-издат», 2005 г. 144 с.
7. www.ins-union.ru