Введение
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля посредством процессов коммуникации и принятия решений.
В данной работе мы рассмотрим подробно одну из функций менеджмента «мотивация» и ее взаимосвязь с остальными функциями менеджмента.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Руководству предприятием необходимы знания в облас¬ти психологии работы трудовых коллективов. Работник, приходя¬щий каждый день на работу и выполняющий определенные функ¬ции - многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу. Цель предприятия в условиях рыночной экономики - рост производитель¬ности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразны¬ми потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают. Предпринимателю необходимо решить задачу совместимости этих двух несовпадающих целей. Он должен не только стимулировать работника, но, прежде всего, признавать его как личность.
Необходимо отметить, что мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Цель данной работы изучить взаимосвязь функции управления «мотивация» с другими функциями менеджмента.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Ознакомится с основными функциями менеджмента;
2. Рассмотреть сущность мотивации, ее роль и значение в управлении персоналом;
3. Выявить взаимосвязь функции мотивация с другими функциями менеджмента.
1. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь
Всю многообразную деятельность по управлению орга¬низацией как социотехнической системой можно предста¬вить в виде процесса выполнения ограниченного числа фун¬кций.
Функция - это объективная сотавляющая управления, такая часть управления как целого, проявления которой становятся условием проявления этого целого.
Ключевыми функциями являются:
планирование;
организация;
мотивация;
контроль.
Иногда указывается большее число функций, но любые иные виды управленческой деятельности работают на эти основные функции. Выполнение всех этих функций прони¬зано процессами принятия решений и процессами переда¬чи информации (коммуникациями).
Планирование. Это стадия процесса управления, на ко¬торой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели. Римский философ Сенека однажды высказался: «Ког¬да не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным».
Организация. Эта функция нацелена на то, что¬бы претворить намеченные планы в жизнь. Она предпо¬лагает формирование структуры организации, или опре¬деление того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, и также обеспечение всем необходимым для нормальной работы - персоналом, оборудованием, заданиями, денежными средствами и др.
Мотивация. Для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям ме¬неджер должен побуждать людей эффективно трудиться. Для этого осуществляется материальное и моральное сти¬мулирование, создаются условия для проявления актив¬ности работников и их саморазвития.
Контроль. Это управленческая деятельность, заклю¬чающаяся в проверке и сопоставлении фактических резуль¬татов с заданными. Эта функция осуществляется через на¬блюдения, проверку всех сторон деятельности, учет и ана¬лиз. По данным контроля корректируются ранее приня¬тые решения.
Все функции взаимосвязаны действиями менеджера по принятию решений и ком¬муникациями. Функции находятся в определенном круго¬вороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Фун¬кции взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно зве¬но из этой управленческой цепи не выкинешь.
Взаимосвязь функций и цикличность процесса управ¬ления проявляется в том, что движение от стадии плани¬рования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мо¬тивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной де¬ятельности по выполнению функций. Практически фун¬кции взаимопроникают: в любом плане всегда имеется стадия организации, т.е. создания реальных усло¬вий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным факто¬ром, и т.д.
Схематично цикл менеджмента изображен на рисунке 1.
Рис.1. Цикл менеджмента
2. Мотивация как функция менеджмента
Мотивация представляет собой механизм, приводящий в действие все связи организационной структуры фирмы и обеспечивающий выполнение заданных функций каждым работником, а, следовательно, - подразделениями и организацией в целом. Продуманная и научно обоснованная система мотивации обеспечивает максимальное согласование локальных целей элементов системы и подсистем с общими целями системы, формируя ее целостность и возможность планомерной работы.
Общая схема системы мотивации представлена на рисунке 2.
Введение 3
1. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь 5
2. Мотивация как функция менеджмента 7
3. Взаимосвязь мотивации с другими функциями менеджмента 16
3.1. Мотивация и организация труда 16
3.2. Функция планирования и мотивация персонала 18
3.3. Контроль и оценка трудовой деятельности 21
Заключение 24
Список литературы 25
1. Агаева С. Н. Совершенствование кадров: сегодня и завтра // Бизнес, 2002. - №3.
2. Беленький В. От найма и увольнения - к управлению кадрами // ЭКО, 2002. - №9.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 2001.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 2002.
5. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учебное пособие. - М.: ЭКМОС, 2002.
6. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 2002.
8. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2003.
9. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки). С. Губанов // Экономист, 2002. - №3.
10. Словарь практических терминов по менеджменту. Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Цыпкина - М.: ЮНИТИ, 2001.
11. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М.: ГАУ, 2003.
12. Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2003.
13. Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб: Питер, 2002.
14. Шкатулла Д.У. Кадровая политика в современных условиях. // Библиотека журнала Кадры, 2002. - № 47.
15. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.