ВВЕДЕНИЕ В организационном плане базовой ячейкой экономической систе-мы в любой стране является хозяйствующий субъект. Целью управления предприятием является наиболее эффективное использование ресурсов предприятия для извлечения максимальной прибыли. Для проведения исследования систем управления в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Анализируя теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии. Исследование в любой из функциональных подсистем менеджмента должно сопровождаться расчетами, анализом количественных и качественных параметров. Значительное место в организации исследования на предприятиях занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных. Банк данных предприятий включает большую группу документов, которые могут являться информационной основой исследования. Это устав предприятия, баланс и другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и т.д. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами выбранная тема дипломной работы «Разработка и принятие стратегических решений в организации на примере ЗАО «Микояновский мясокомбинат» является важной и актуальной.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6 1.1. Понятие стратегического управления и основные подходы к его изучению 6 1.2. Особенности стратегических управленческих решений 17 1.3. Методические основы разработки и принятия стратегических управленческих решений 22 1.4. Методы стратегического анализа 26 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА МИКОЯНОВСКОМ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ КОМБИНАТЕ 31 2.1. Краткая характеристика ЗАО «Микояновский мясокомбинат»…….31 2.2. Определение стратегических целей и анализ внешней среды компании 37 2.3. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей ЗАО «Микояновский мясокомбинат» 47 2.4 Выбор стратегического решения 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73 ПРИЛОЖЕНИЯ 76
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 89 с. 2. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 495 с. 3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ, 2002. – 416 с. 4. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 455 с. 5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 415 с. 6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. – Мн.: Новое знание, 2001. – 635 с. 7. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. / Гиляровская Л.Т. и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с. 8. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002, №3. 9. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009. – 448 с. 10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 392 с. 11. Лукичева Л.И. Управленческие решения: учебник. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 383 с. 12. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с. 13. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 288 с. 14. Маркетинговое исследование и анализ российского колбасного рынка. Демонстрационная версия. – М.: МА Step by step, 2008 г. 15. С.А. Рыбченко. Исследование рынка мясопродуктов. // Вестник Казанского аграрного государственного университета. – 2008, №7. – С. 51-55 16. Скляренко В.К., Прудников В.С. Экономика предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с. 17. Стратегический менеджмент. / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с. 18. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с. 19. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006. – 928 с. 20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2005. – 448 с. 21. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс MBA по стратегическому менеджменту. / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с. 22. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с. 23. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006. – 368 с. 24. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с. 25. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с. 26. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601 с. 27. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие. /Батова Т.Н., Васюхин О.В., Павлова Е.А., Сажнева Л.П. – СПб.: ИТМО, 2010. – 250 с. 28. www.advertology.ru 29. www.gks.ru 30. www.mikoyan.ru 31. www.meatspb.ru 32. www.top20brands.ru