Введение В условиях рыночной экономики все организации заинтересованы в ритмичном и стабильном функционировании. Чтобы достичь высоких результатов, нужна четко выстроенная, обоснованная и эффективная стратегия. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем выше уровень развития специализации производства. Между производителем и рынком возникает целая индустрия специализированных фирм по сбору, переработке, сортировке, упаковке, хранению, транспортировке и торговле. В таких условиях возникает потребность в эффективном контроле и управлении всей цепочкой производства, переработки и сбыта продукции. Поэтому возникают фирмы-интеграторы, которые берут на себя контроль над всей цепочкой, над всем процессом продвижения продукции от производства до потребителя. Такой контроль может осуществляться в нескольких формах, но носит общее названия вертикальной интеграции. Крупные интегрированные структуры задают вектор развития экономики и являются основой поддержания стабильности производства в развитых странах. Интеграционные процессы становятся все более значимыми и в российской экономике. Актуальность рассмотренной в работе темы внедрения вертикальной интеграции в компании все более значительна в последнее время. Предмет исследования – теоретические, и организационные аспекты понятия вертикальной интеграции как инструмента стратегического управления предприятием. Объектом исследования в работе обозначим управленческую деятельность в рамках компании "Амбар". Цель работы – проведение анализа внедрения вертикальной интеграции на примере компании “Амбар”. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: • изучить сущность и основные составляющие вертикальной интеграции; • исследовать достоинства и недостатки вертикальной интеграции, а также, стимулы, мотивы и возможные риски; • изучить современные подходы к построению вертикально-интегрированных образований; • провести анализ внедрения вертикальной интеграции на предприятии, на примере компании “Амбар”. Поставленные задачи реализованы в ходе исследования. Глава 1. Сущность и основные составляющие вертикальной интеграции 1.1 Общая характеристика вертикальной интеграции В условиях обостряющейся конкуренции на рынке банковских услуг и возрастающей экспансии зарубежных финансовых институтов все большее внимание отечественные кредитные организации уделяют реальному сектору экономики. Определяющей тенденцией развития отечественной промышленности является формирование крупных интегрированных структур. Динамичное развитие интеграционных процессов в российской экономике определяет необходимость разработки комплексного научно-методического аппарата анализа и оценки эффективности интеграции, который позволит определить наиболее перспективные с точки зрения инвестирования интегрированные структуры . Процесс интеграции неразрывно связан с рыночными превращениями, поскольку изначально интеграция является стратегией предприятия, направленной на реализацию его рыночного статуса (рис. 1.1). Рис. 1.1 - Взаимосвязь интеграции производства и рынка (рыночный фактор интеграции производства)
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Сущность и основные составляющие вертикальной интеграции 1.1 Общая характеристика вертикальной интеграции 1.2 Вертикальная интеграция как часть корпоративной стратегии 1.3 Достоинства и недостатки вертикальной интеграции 1.4 Стимулы, мотивы и риски вертикальной интеграции Глава 2. Осуществление стратегии вертикальной интеграции на пред-приятии “Амбар” 2.1. Краткая характеристика "Амбар" 2.2 Внедрение стратегии вертикального интегрирования в компании ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гольштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – Таган-рог: Издательство “ТРТУ”, 2003. 2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. Учебник для вузов. – М.: Издательство “Аспект-ПРЕСС”, 2005. 3. Каменнова М.С., Громов А.И., Гуслистая А.В. Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем//Методы менеджмента качества -2005, №3. 4. Курченков В.В., Дмитриев Д.В., Токмаков В.И. Интеграция произ-водства как многоуровневое системное преобразование. - Волгоград: Изда-тельство "ВолГУ", 2004. 5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. - Новосибирск: Издательство "Экономика", 2004. 6. Непринцева Е.В. Вертикальная интеграция: стимулы и преимущест-ва//УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ - 2008, №4. 7. Шубин С.А. Особенности оценки эффективности вертикально интег-рированных структур//Экономический анализ: теория и практика, 2(107) – 2008, №1. 8. Щедракова О.В. Вертикальная интеграция: две стороны одной меда-ли// УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ - 2007, №8.