(Нет отзывов)
73 страниц
2019-07-08

Экономические особенности ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе

В наличии
3840 ₽

Введение Жилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади .Система управления жилищно-коммунальным хозяйством в России постоянно подвергается реформированию. По численности работников ЖКХ является крупнейшей монополией. Однако, в отличие от других отраслей, ЖКХ бедная отрасль, она рассчитывает исключительно на дотации. В этом причина бедности отечественного жилищно-коммунального хозяйства. В 2000-2003 году приняты ряд решений, положивших начало новому этапу реформы ЖКХ. Комфортность нашей жизни в немалой степени зависит от качества услуг, среди которых самые проблемные –жилищно- коммунальные В отличие от промышленных предприятий и организаций ЖКХ, как правило, оказывают услуги потребителю непосредственно на месте и в большинстве случаев могут накапливать запасы услуг или продукции для выравнивания колебаний и пиковых нагрузок. Естественно, это создает дополнительные трудности в технологии и организации управления в отрасли. Следовательно, с точки зрения многообразия технологических форм и методов оказания услуг населению ЖКХ имеет еще одну особенность. В зависимости от распределения во времени процессов производства или потребления услуг правомерно выделить следующие основные технологические формы (схемы) подотраслей и предприятий ЖКХ. Предприятия первой технологической схемы осуществляют реализацию продукции (услуг), совпадающую во времени с производством. К этой подгруппе относятся жилищное хозяйство, дорожное хозяйство и благоустройство, городской пассажирский транспорт, зеленое хозяйство, бани и прачечные при них, гостиничное хозяйство, санитарная очистка. У предприятий и подотраслей этой схемы отсутствуют технологические этапы транспортировки и сбыта услуг и продукции, поэтому исключаются и соответствующие организации, и затраты на реализацию транспортировки и сбыта. Одновременно в связи с этим практически исключается накопление и резервирование запасов продукции или услуг. Последнее обстоятельство обусловливает большое значение для этой технологической группы правильного определения рациональных мощностей предприятий и организаций ЖКХ. Рациональные мощности организаций и предприятий должны обеспечивать заданный уровень удовлетворения спроса на услуги при минимальных затратах на содержание и функционирование этих организаций. При отклонении в большую сторону от рациональных размеров организаций возникают повышенные затраты на их содержание, простои и недоиспользование техники и людей. При отклонении в сторону уменьшения мощности от рациональных размеров возникают очереди потребителей, происходит увеличение времени обслуживания населения, невыполнение в полном объеме необходимых услуг и другие негативные явления. Предприятия подотраслей второй технологической схемы реализуют свою продукцию (услуги) с относительно небольшим разрывом во времени относительно момента производства. К этой группе предприятий относятся различные виды сетевого коммунального хозяйства: теплоснабжение, водопровод, канализация, газоснабжение, электрические сети. В отличие от первой" группы в данном случае продукция транспортируется от потребителя по инженерным сетям, тепловым, водопроводным, электрическим, газовым. В этой связи возникают транспортные затраты (на создание давления в сети, подъем и напор в водопроводных сетях), а также потери (утечки), связанные С транспортировкой продукции до потребителя. С другой стороны, создаются, хотя и ограниченные, возможности для кратковременного накопления продукции в целях обеспечения пиковых нагрузок. Эта технологическая группа предприятий является промежуточной между первой и третьей по разрыву сроков производства и реализации продукции и по возможностям ее резервирования и накопления. Третья группа предприятий ЖКХ характеризуется существенным технологическим разрывом во времени между производством продукции (услуг) и ее реализацией. К таким предприятиям относятся фабрики-прачечные с сетью пунктов приемки белья от населения. В более широком рассмотрении в рамках городского хозяйства к ним принадлежат химчистки, ателье и мастерские по ремонту различных видов бытовой техники. Для этой группы предприятий типично наличие специальных транспортных средств доставки продукции от пунктов приемки у потребителей до пунктов обработки и обратно. Кроме того, здесь предусматриваются специальные помещения и устройства для накопления и хранения продукции, что в свою очередь обусловливает необходимость наличия соответствующего персонала для приема и выдачи заказов от населения, для погрузки и транспортировки продукции. Как видно из рассмотрения групп предприятий ЖКХ по видам технологических схем, такое существенное разнообразие исключает возможность единообразного подхода к анализу их деятельности, к прогнозированию и планированию их развития, к проектированию организационных структур, форм и методов управления. Специфической особенностью ЖКХ является также многозвенность его структуры управления. Несмотря на постоянный поиск путей оптимизации систем управления отраслью, разработку новых производственных и организационных структур и генеральных схем управления нельзя признать, что проблема успешно решена. До недавнего времени система управления ЖКХ имела 5-6 уровней в республике и 4-5 в областях, краях и автономных республиках. Например, предприятие — городское управление при администрации — областное отраслевое управление — областное управление при облисполкоме— министерство ЖКХ. В городах с районным делением добавляются функциональные и линейные органы управления районного уровня. Недостатки многозвенности хорошо известны. Это снижение оперативности управления в системе, бюрократизация форм и методов управления, снижение самостоятельности и инициативы основных производственных звеньев, раздутая численность аппаратных работников и т.д. Выход из сложившейся ситуации пытаются найти в теоретических исследованиях ученые и специалисты, а также в постоянных реорганизациях системы управления ЖКХ на всех уровнях — от низовых организаций до аппарата Министерства жилищно-коммунального хозяйства. В основу новых форм закладывают, как правило, идеи создания различного рода объединений ЖКХ в виде межотраслевых объединений, производственно-хозяйственных комплексов, государственных производственных объединений, многоотраслевых производственных территориальных объединений коммунального хозяйства и т.д. (будут рассмотрены далее). Еще одной особенностью ЖКХ как объекта управления является существенное влияние масштаба хозяйства на его производственную структуру и организацию управления. При этом, чем более масштабным является хозяйство, размеры которого определяются размерами города, тем более повышается уровень специализации организаций и предприятий ЖКХ. В малых и некоторых средних городах все функции обслуживания населения обычно выполняли комбинаты. Это могли быть комбинаты коммунальных предприятий (ККП), которые осуществляли все функции ЖКХ, за исключением санитарной очистки, дорожной службы и озеленения (для выполнения последних создавались комбинаты благоустройства), Наконец, все функции ЖКХ объединяли в комбинатах коммунальных предприятий и благоустройства. Комбинаты наделяли правами государственных предприятий и обеспечивали комплексное централизованное обслуживание города всеми видами услуг ЖКХ. В то же время в сферу деятельности комбинатов не входили газовое хозяйство и теплоснабжение, впоследствии во многих городах от комбинатов отделили водопроводно-канализационное хозяйство. Это отражает тенденцию сетевых хозяйств, имеющих относительно более высокий технический уровень, самостоятельно решать проблемы научно-технического прогресса, специализированной подготовки для себя кадров более высокого технического, экономического и управленческого уровня, чем в многопрофильных ККП. На уровне краев и областей развитие концентрации и специализации управления отражалось в образовании функционально-специализированных межотраслевых хозрасчетных организаций при областных и краевых упрокоммунхозах и Минжилкомхозах автономных республик. К таким огранизациям можно отнести учебные пункты по подготовке и переподготовке кадров, лаборатории НОТ, проектные организации, а также централизованные бухгалтерии, отделы капитального строительства и другие функциональные службы. Специализация сетевых хозяйств нашла свое отражение на уровне областей в создании областных производственных управлений коммунальной энергетикой и газовым хозяйством. Этот процесс сыграл положительную роль с точки зрения повышения уровня специализации управления и квалификации кадров, но и в то же время породил проблемы" ведомственной разобщенности в управлении подотраслевым хозяйством ЖКХ в городе. При этом облводканалы и облкоммунэнерго по подчиненности более относились к ведению областных управлений коммунального хозяйства, а облгаз и ремонтно-строительные организации в большей степени непосредственно подчинялись облисполкому, оставаясь в то же время формально в подчинении облиспромхоза. Следствием этого являлись несогласованность действий сетевых хозяйств, возникновение необходимости в многочисленных согласованиях действий этих хозяйств в процессе ремонта, устранения аварий, прокладки новых сетей. Нескоординированность планов проведения ремонтных работ с вскрытием участков сетей, производством земляных работ и нарушениями асфальтового покрытия улиц, магистралей и тротуаров в городе приводила (да и сейчас приводит) к значительным потерям финансовых, материальных и трудовых ресурсов в масштабе города и народного хозяйства страны. К этому следует добавить потери времени и неудобства для пешеходов и транспорта, которые весьма трудно оценить. Так, в Ленинграде народнохозяйственные потери от ремонтно-строительных работ инженерных коммуникаций на городских магистралях только по дополнительным эксплуатационным расходам на транспорте составляют ежегодно более 140 млн руб., и это лишь малая часть общего объема народнохозяйственных потерь. Основными причинами такого положения дел являются отсутствие территориальной координации деятельности ремонтно-строительных организаций различных сетевых хозяйств одного и того же города. Дальнейшее развитие организационных структур управления ЖКХ привело к идее создания областных и краевых отраслевых производственных объединений по подотраслям: жилищного хозяйства, водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной энергетики и др. По замыслу эти отраслевые производственные объединения, создаваемые на базе предприятий и организаций областного (краевого) центра, включают в состав на правах цехов или самостоятельных предприятий отраслевые предприятия всех городов данной области (края). Таким образом они представляют первичное основное звено отраслевой системы управления на всей территории области или края. Тем самым ликвидируют одну из ступеней системы управления ЖКХ и сокращают его звенность. В то же время такая структура обеспечивает устранение межведомственных неувязок, отсутствие территориальной координации деятельности подотраслей ЖКХ и связанных с ними народнохозяйственных потерь. Дальнейшее развитие организационных структур и генеральной схемы управления было направлено в конце 80-х годов на усиление роли территориальных аспектов в планировании и управлении и разработку комплексных территориально-отраслевых систем ЖКХ. Начавшаяся в стране перестройка экономики обусловила необходимость ускоренного развития самостоятельности территорий в сочетании с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились за последние три года в два раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов назрела необходимость ускорения проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Единственным способом преодоления кризиса является изменение всего комплекса формирования и управления ЖКХ как через систему финансирования (перехода от бюджетного дотирования к иным формам финансирования в том числе и к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями), через систему экономического улучшения качества обслуживания, через систему конкурентоспособности ЖКХ, так и через систему обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что реформа жилищно-коммунального хозяйства была и остается многоэлементным процессом, в котором должны гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений и грамотно поставленная информационно-пропагандистская компания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразований в этой жизненно важной сфере национальной экономики. При всей кажущейся схожести проблем жилищно-коммунального комплекса подходы к их решению отличаются в каждом регионе. В значительной степени это определяется ориентацией органов местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации либо на сохранение административных рычагов воздействия, либо на формирование реальных экономических механизмов работы жилищно-коммунального комплекса. Задача реформирования ЖКХ состоит в том, чтобы органы местного самоуправления как собственники значительной части жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры обеспечили эффективное ее использование путем привлечения к управлению профессионального бизнеса и создания ясных и доступных правил взаимодействия с ним. Формирование механизмов заинтересованности субъектов хозяйствования жилищно-коммунальной сферы в повышении эффективности своей деятельности через сокращение непроизводительных затрат, применении новых технологий должно приводить к повышению качества и/или снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг и, как следствие, — к повышению эффективности бюджетных расходов в секторе. Целью данной работы является анализ экономических особенностей ЖКХ, как отрасли народного хозяйства на примере Ханты-Мансийского автономного округа. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей работе будут рассмотрены наиболее важные моменты и направления в развитии и совершенствовании системы ЖКХ путем решения следующих задач: - рассмотрение нормативных документов по жилищно-коммунальному хозяйству, включающих схемы формирования тарифов обслуживания - проведение анализа системы управления ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа - формулировка мероприятий по совершенствованию эффективного управления жилищно-коммунального хозяйства в рассматриваемом регионе. Объектом исследования в данной работе является система жилищно-коммунального хозяйства в ХМАО. Предметом исследования являются экономические показатели деятельности ЖКХ в данном регионе. Цели и задачи данной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список и приложения. В первой главе рассматривается общая характеристика отрасли, инструменты управления ЖКХ в Российской федерации, концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ. Во второй главе рассмотрен принципы устройства и управления жилищно-коммунального хозяйства в ХМАО, дана общая характеристика состояния жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа, представлены экономические показатели деятельности ЖКХ округа, предложены мероприятия по совершенствованию эффективного управления в рассматриваемой отрасли. Теоретической базой исследования послужила обширная финансово-экономическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Нормативная и методологическая база исследования – современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в жилищно-коммунальной сфере экономики Российской Федерации и Ханты-Мансиийского автономного округа. В работе использованы статистические и аналитические данные за 2001 – 2003 годы. Глава 1. Состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в России на современном этапе. 1.1.Общая характеристика отрасли Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. В систему ЖКХ входят предприятия, обеспечивающие: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальную энергетику (электро, тепло, газоснабжение), внешнее городское благоустройство, включающее дорожно-мостовое хозяйство, санитарную очистку, зелёное хозяйство (озеленение населённых пунктов, цветоводство), коммунально-бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание), гостиничное хозяйство – в целом насчитывается более 30 видов услуг. Разнообразие видов услуг и продукции указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в системе ЖКХ. Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и муниципальный жилищный фонд, занимающий около 75% всего жилого фонда городов и 25% личной собственности граждан. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков. Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, совхозов, транспортных и строительных организаций - так называемый ведомственный жилой фонд. Жилищное хозяйство городов состоит из жилого фонда, обобществленных дачных фондов, ремонтно-строительных, снабженческих, транспортных и других организаций, обслуживающих жилищное хозяйство. Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спецификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообразный конгломерат различных подотраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями. и задачами. Основной среди этих особенностей является высокий уровень комплексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии научно-технического и технологического

Введение 4
Глава 1. Состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в России на современном этапе. 11
1.1.Общая характеристика отрасли 11
1.2.Система управления ЖКХ в Российской федерации 15
1.3.Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ 20
Глава 2. Экономические особенности ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе 28
2.1.Принципы устройства и управления ЖКХ в регионе 28
2.2.Общая характеристика состояния жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа 36
2.3. Экономические показатели деятельности ЖКХ 38
2.3.1.Механизм финансирования отрасли 38
2.3.2.Ценообразование и тарифное регулирование 47
2.4.Мероприятия по совершенствованию эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством в ХМАО 56
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложения 73

Законы РФ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г. (в редакции, действующей с 28 марта 2003 года)
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. (с изм. на 11.11.2003 г.)
4. «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 № 4218-ФЗ (с изм. на 06.05.2003 г.).
5. «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ (с изм. на 21.03.2002 г.).
6. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1542-1 (с изм. на 26.11.2002 г.).
7. «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ
8. «Об энергосбережении» от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ

Указы Президента РФ
1. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28.04.1997 г. (с изм. от 27.05.1997 г.) № 425
2. «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» от 29.03.1996 г. № 432

Постановления Правительства РФ
1. Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
2. «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от 17.11.2001 г. № 797
3. «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» от 4.09.2003 г. № 552
4. «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса» от 01.07.2002 г. № 490 (с изм. на 27.06.03 г).
5. «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» от 27.06.2003 г. № 377
6. «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» от 25 августа 2003 года № 522
7. «Об утверждении правил пользования газом и предоставлению услуг по газоснабжению в Российской Федерации» от 17.05.2002 года № 317
8. «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» от 21.08.2001 г. № 609
9. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 гг.» от 17.09.2001 г. № 675
10. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 2.08.1999 г. № 887 (с изм. на 27.06.2003 г.)
11. «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» от 05.02.1998 г. № 162
12. «О концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России качественной питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения» от 06.03.1998 г. № 292
13. «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 08.07.1997 г. № 832
14. «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок» от 29.10.1992 г. № 832 (с изм. на 21.01.2002 г.)
15. «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов» от 26.09.1994 г. № 1099 (с изм. на 13.10.1997 г.)

Нормативные акты Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
1. «Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации» постановление Госстроя РФ от 29.01.1999 г.
2. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170
3. Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1999-2000 годы, Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.97 года № 1613

Законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. Устав (основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа от 26 апреля 1995 года № 4 – оз (с изм. на 30.04.2003 г.)
2. «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа» от 29.05.1996 г. № 16-оз (с изм. на 14.11.2002 г.)
3. «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на 2004 год» от 01.11.2003 г. № 57-оз
4. «О жилищной политике в Ханты-Мансийском автономном округе» от 08.06.1998 г. № 37-оз (с изм. на 02.07.2002 г.)
5. «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе» от 08.06.1998 г. № 38-оз (с изм. на 14.11.2002 г.)
6. «О размерах социальной нормы площади жилья в Ханты-Мансийском автономном округе» от 24.05.1999 г. № 28-оз ( с изм. на 09.10.2000 г.)

Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. «Об утверждении порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе» от 15.04.2003 года № 145-п ( с изм. от 29.09.2003 года)
2. «Об утверждении Положения о Департаменте развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа» от 28.04.2003 г. № 153-п
3. «Об окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» от 10.09.2003 г. № 346-п
4. «Об утверждении критериев оценки реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа» от 28.03.2002 г. № 177-п (с изм. на 01.06.2002 г.)
5. «О мероприятиях по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе» от 18.04.2001 г. № 165-п (с изм. на 18.07.2001 г.)
6. «Об утверждении положения о порядке формирования перечня строек и объектов и его финансировании за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа» от 29 мая 2003 года № 207-п
7. «О перечне строек и объектов на 2003 год» от 26.12.2002 г. № 668-п
8. «О создании резервов материальных ресурсов (запасов) Ханты-Мансийского автономного округа для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны» от 19.07.2002 г. № 435-п
9. «О комиссии по реализации реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве Ханты-Мансийского автономного округа» от 14.10.2002 г. № 535-п
10. «О проведении эксперимента по переходу на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением муниципального образования «город Мегион» с 01.01.2003 г.» от 30.09.2002 г. № 525-п

Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. «Об утверждении Временного порядка дотирования содержания и текущего ремонта жилых домов, переданных в управление товариществам собственников жилья» от 24.06.1999 г. № 259
2. «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства округа» от 01.09.1997 г. № 316

Программы, концепции
1. Территориальная программа «Обеспечение качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа», утв. постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа №137 от 20 июня 1997 года.
2. Концепция развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа одобренная распоряжением Правительства автономного округа от 30.01.2003 г. № 45-рп
3. Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа в 2003-2004 году

Монографии, публикации
1. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 256.
2. Гнездова Ю. Специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе маркетинга. //Управление компанией. - 2002. - № 1.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. –М.: Инфра-М, 2002.- 223.
4. Матеюк В.И. О проблемах жилищно-коммунального хозяйства // Финансы №12, 2002.
5. Мельников С.Б., Николаев В.А., Николаевский О.В. Муниципальный менеджмент. – М., ЗелО, 1998. – 380.
6. Муниципальный менеджмент /Под ред. Чадаева Е.Н. - Хабаровск. ДВАГС, 1998. – 305.
7. Райсберг Б.А. Современный экономический словарь – М., 1997. –480.
8. Шрейбер А.К., Левитская Е.А. Совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством на современном этапе. //Экономика строительства. - 2002. - № 1.