Введение
Тридцатые годы XVIII столетия принято характеризовать как период, мало благоприятный для развития культуры. Однако не подлежит сомнению тот факт, что именно в то время, время строительного застоя и огрубления эстетических вкусов, происходило становление русских зодчих, сформировавшихся в России, как М.Г.Земцов, или вернувшихся после учебы из-за границы, как П.М.Еропкин, И.К.Коробов, в творчестве которых проявилось не только национальное свое¬образие, но и западноевропейский опыт передовой строительной техники. Это поколение архитекторов возглавили Ф.Б.Растрелли и Д.В.Ухтомский, подняв¬шие русскую архитектуру до мирового уровня и ставшие создателями русского национального варианта стиля барокко.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение становления архитектуры в двух временных отрезках эпоху царствования Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
Архитектура Анненской эпохи
Правление Анны Иоанновны одна из самых мрачных страниц русской истории. В прошлом герцогиня Курляндская, Анна Иоанновна окружила себя немецкими сатрапами. По имени фаворита царицы Бирона это тяжелое время иноземного засилья получило название «бироновщины». Положение России, ее международный престиж, упроченный Петром I, пошатнулись. В армии были введены прусские порядки, что подорвало ее боеспособность; в заброшенности пребывал и Балтийский флот любимое детище Петра.
После смерти Петра I петербургское дворцовое строительство приобретае размах, особенно во времена Анны Иоанновны. Это можно объяснить не только тем, что в результате петровских реформ росли доходы государственной казны и частные состояния, но и чисто психологическим фактором: русское родовитое дворянство желало самим фактом дворцового строительства подчеркнуть свой престиж и выделиться на фоне выскочек, получивших дворянство за особые заслуги или по "Табелю о рангах". Следует отметить, что "выскочки" не уступали и тоже строили дворцы. Задавала же тон в дворцовом строительстве и в организации придворного церемониала сама императрица.
"Русский двор, отличавшийся при Петре I своею малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. Императрица хотела непременно, чтобы двор ее не уступал в пышности и великолепии всем другим европейским дворам. Она учредила множество новых придворных должностей; завела итальянскую оперу, балет, немецкую труппу и два оркестра музыки, для которых выписывались из-за границы лучшие артисты того времени; приказала выстроить, вместо довольно тесного императорского зимнего дома, большой трехэтажный каменный дворец, вмещавший в себя церковь, театр, роскошно отделанную тронную залу и семьдесят покоев разной величины. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, иллюминации, фейерверки и тому подобные увеселения следовали при дворе непрерывно одни за другими" [3].
Дворцы анненского времени в Петербурге не сохранились, но, тем не менее, заслуживают упоминания.
Оглавление
Введение 2
Архитектура Анненской эпохи 3
Архитектура Елизаветинской эпохи 6
Заключение 12
Литература 13
Приложение 1 14
Приложение 2 15
Литература
1. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. - Л.: Лениздат, 1994. 256 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 1999. 448 с.: илл.
3. Шубинский С.Н. Придворный быт и забавы. 1730 - 1740 // Русская старина: Путеводитель по XVIII веку /Авт.-сост. А.В.Кургатников. - М.: РИК "Культура": Спб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 1996. - С. 47-54.