1.Системный подход к организации. Роль управления в организационной системе. Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. Управление представляет собой сложную систему. Система (гр.systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого. Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методо¬логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-эко¬номической системы. Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность. Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство, маркетинг и сбыт, финансы, информация, персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов. Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона: Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности. Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация- инструмент для достижения целей. Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду. Роль управления в организационной системе при системном подходе заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой орга¬низации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля. Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как: -руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений; -менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является; -системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
1.Системный подход к организации. Роль управления в организационной системе. 2.Эволюция западной управленческой практики и теории. 3.Управление в организационной системе. Субъект и объект управления. 4.Функции, характеристика и структура процесса управления. 5.Информационные аспекты управления. Коммуникация в процессе управления 6.Организация управления - системный подход. Структуры управления. 7.Показатели, цели критерии в управлении организационными системами 8.Определение, классификация, разработка и принятие управленческого решения. 9.Роль моделирования в управленческой деятельности: основные понятия и классификация моделей. 10.Организационно-распорядительные (административные) методы управления. 11.Роль и основные принципы координации в управленческой деятельности. 12.Нормы, уровень и масштаб управляемости в управленческой деятельности. 13.Делегирование власти и баланс централизации и децентрализации в управленческой деятельности. 14.Понятие, типы и сравнительная характеристика основных типов управленческих структур. 15.Основные виды управленческих структур, их специфические организационные характеристики, достоинства и недостатки. 16.Экономические методы управления: ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование. 17.Социально-психологические методы в управленческой деятельности. 18.Основные элементы процесса разработки и принятия управленческих решений. 19.Основные виды управленческих решений, их специфические характеристики, достоинства и недостатки. 20.Основные подходы при принятии управленческих решений. 21. Методы планирования: балансовый, нормативный, математические. 22.Специальные методы разработки и принятия управленческих решений, метод «Дельфи». 23.Функция социально-экономического прогнозирования в управленческой деятельности: сущность, виды и содержание. 24.Функция планирования в управленческой деятельности: понятие, сущность, виды и содержание. 25.Универсальные методы планирования и разработки управленческих решений: моделирование, линейное программирование, анализ безубыточности. 26.Функция учета в управленческой деятельности: переменные и постоянные затраты. 27.Функция контроля в управленческой деятельности: основные виды и направление деятельности. 28.Анализ и регулирование в системе управления фирмой. 29.Руководство, лидерство и власть в управлении. 30.Государственная служба как сфера управления
1.Варнеке Х.Ю., Революция в предпринимательской культуре. М.: МАИК, «Наука/Интерпериодика», 1999. 2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для вузов. Издание 4. - М.: «Экономистъ», 2008. 3.Друкер Питер, Практика менеджмента.: Пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003 4.Друкер Питер, Эффективное управление. – М.: Издательско-торговый дом «Гранд», 2003. 5.Кравченко А.И., История менеджмента. – М.:»Академический проект», 2000. 6.Кнорринг В.И., Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. 3 издание. – Издательство «Норма», М.:2004. 7.Мордовин С.К., Управление персоналом: современная российская практика. – СПб.: Питер, 2003. 8.Санталайнен Т., Воутиталйнен Э. и др. Управление по результатам: Пер с финск. / Общ. Ред. И предисл. Я.А. Леймана. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 9.Тарасов В., Искусство управленческой борьбы. – СПб: Издательство «Политехника», 2000. 10.Травин В.В., Дятлов В.А., Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. 5-е изд. - М.: Дело, 2003. 11.Тренев Н.Н., Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.