Введение
Тема нашей выпускной квалификационной работы «Басни И.А. Крылова как средство нравственного воспитания в начальной школе».
Басни один из древнейших, можно сказать, изначальных видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками, то вырастая из того или иного «крылатого» выражения или слова, то наоборот, являясь почвой, на которой такое «крылатое» слово возникает. Всё это делает басню особенно близкой к народному творчеству.
Басни приходят к нам из древнейших, дошедших до нас памятников письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры сложился знаменитый прозаический сборник басен полулегендарного древнегреческого баснописца Эзопа. В многочисленных позднейших переложениях, подражаниях и переработках обошедших все литературы мира, на его основе создалась устойчивая басенная традиция, продолжавшаяся на пртяжении двух с половиной тысячелетий. Блестяще разработал басню, как жанр новой европейской литературы, придал ей большую художественность выдающийся французский поэт баснописец XVII в. Лафонтен.
Издавна была известна басня и на русской, не только фольклорной, но и литературной почве. Следы и зачатки басен можно обнаружить в древнейших памятниках нашей письменности, начиная с летописей. «Притчи Эзоповы» были одной из первых русских печатных не церковных, а светских книг (первое издание вышло при Петре I в 1700 году).
Чрезвычайно широкое распространение басня получает в русской литературе XVIII века. Несколько образцов басен дал родоначальник светской послепетровской литературы поэт - сатирик Антиох Кантемир. Широко известны были басни И. Хемницера, И. Дмитриева. Но первенство по написанию басен принадлежит прежде всего известному русскому баснописцу И.А. Крылову.
Все вышесказанное и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность данной темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы изучения жанра басни в начальной школе и недостаточным вниманием к использованию морально - нравственного аспекта басни с целью формирования у учащихся нравственного идеала.
Цель работы анализ методик и приемов работы над баснями И.А. Крылова, попытка разработать методику по формированию нравственного идеала учащихся на основе этих басен.
Объектом исследования процесс изучения басенного творчества И.А. Крылова на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предметом исследования является методическая организация процесса изучения басен И.А. Крылова в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: формирование определённой нравственной позиции учащихся при чтении басен позволит лучше и полнее объяснить детям содержание материала, в данном случае произведения русского писателя русского писателя- баснописца И.А. Крылова. Это возможно при следующих условиях:
целенаправленное чтение басен И.А. Крылова на уроках литературного и внеклассного чтения;
литературоведческий анализ басен;
работа над морально-нравственным аспектом произведения;
В соответствии с проблемой, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме, выяснить, насколько она широко освещена методистами, учеными, учителями практиками.
Изучить программу, учебники для начальных классов с точки зрения использования в них басен И.А.Крылова на уроках литературного чтения.
Ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы в школьной практике: проведение анкетирования с целью выявления знаний учащихся о творчестве баснописца, определить уровень нравственной позиции учащихся. Проверить на собственном опыте, как дети понимают творчество И.А. Крылова.
Попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо»
Провести контрольный эксперимент с целью проверки эффективности вышеназванных методических рекомендаций.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы:
изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
констатирующий эксперимент с целью выяснения состояния интересующей нас проблемы в школьной практике;
формирующий эксперимент с целью разработки и предложения методов работы над баснями И.А. Крылова;
контрольный эксперимент с целью определения эффективности разработанных нами методических рекомендаций.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении творчества И.А. Крылова в начальной школе, на научно-методических семинарах, конференциях, при подготовке к внеклассным занятиям по творчеству известных баснописцев.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается данными научно-методической литературы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы рассмотрели жизненный путь и особенности творчества великих баснописцев Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова.
Во второй главе мы проанализировали учебно-методическую литературу, разработали и предоставили вашему вниманию методические рекомендации, которые должны помочь при работе по творчеству И.А. Крылова, дано описание провденной нами экспериментальной работы.
В заключении сделаны выводы по результатам нашего исследования.
Список литературы содержит 51наименование.
В приложении представлены детские сочинения, рисунки, внеклассные мероприятия, анкеты.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Жизнь и творчество И.А. Крылова....................................................7
1.1. И.А.Крылов поэт и мудрец........................................................................7
1.2. Анализ основных басен И.А. Крылова.......................................................8
Глава 2. Работа с поэтическим наследием И.А. Крылова...........................18
2.1. Своеобразие нравственного воспитания.................................................18
2.2. Анализ школьных учебников содержащих басни И.А. Крылова.......24
2.3. Особенности анализа жанра басни в научно-методических трудах..32
2.4. Экспериментальная работа с баснями И.А. Крылова (нравственное восприятие текста)..............................................................................................43
Заключение...........................................................................................................55
Список литературы.............................................................................................57
Приложения
Александров, И. Б. Иван Андреевич Крылов баснописец / И. Б. Александров // Русская речь. 2004. №6. С.3-6.
Алпатова, Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова / Т. А. Алпатова // Литература в школе. 2008. №12. С.7-12.
Андрианова, М.Е. Басни Крылова в начальной школе / М.Е. Андрианова. М., 1989.
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. М.: Просвещение, 1999.
Архипов, В. А. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости) / В. А. Архипов. М.: Московский рабочий, 1984.
Архипов, В.А. Поэзия народной мудрости / В.А. Архипов. М., 1988.
Бабаев, Э. Г. «Древо жизни»: Басня И. А. Крылова «Листья и корни» / Э. Г. Бабаев // Русская речь. 1995. №4. С.3-7.
Бабинцев, С.М. И.А. Крылов: Очерк его издательской библиотечной деятельности / С.М. Бабинцев. М., 1985.
Басни Эзопа / Подготов. вступ статья и примеч. Н.Б. Макарова. М.: «Наука», 1968.
Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова. М., 1985.
Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1985.
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. М.: Просвещение, 1989.
Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. М.: Просвещение, 1988.
Гордин, М.А. «Жизнь Ивана Крылова» / М.А. Гордин. М.,1985.
Западов, А.В. Иван Андреевич Крылов 1769-1844 / А.В. Западов. М.-Л., 1991.
Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов / А.В. Десницкий. М., 1983.
Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. М.: Просвещение,1997.
И.А. Крылов и его произведения в русской народной картинке / Научное описание, комментарии и вступительная статья С.К. Кленинова. М.: Гос. лит. музей, 1980.
Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества / Серман И. З. М.: Издательство «Наука», 1985.
Иванов, В.М. Ларец мудреца: Повесть о И.А. Крылове / В.М. Иванов. Л., 1983.
Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1989.
Карпов, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Карпов. М. 1989.
Кожин, А. А. А. С. Пушкин о творчестве И. А. Крылова / А. А. Кожин // Русская речь. 2004. №3. С.19-21.
Кожин, А. А. Самобытность басенного слова: [ О роли творчества И. А. Крылова в развитии русского литературного языка ] /А. А. Кожин // Русская речь. 2000. №2. С.40-44.
Коровин, В. Поэт и мудрец / В. Коровин. М.: «ТЕРРА», 1996.
Крылов, И. А. Басни. Драматургия / И.А. Крылов. М., 1982.
Крылов, И.А. Басни, комедии, повесть / И.А.Крылов. М.: Издательство АСТ: ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.
Крылов, И.А. Басни / Подготов. текстов, вступ статья и примеч. В.П. Кудрина. М.: «Детская литература», 1989.
Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. М., 1988.
Кутьева, Н.Д. Литература в начальной школе / Н.Д. Кутьева. М., 1993.
Крылов, И.А. Басни / Предисл. Н. Тихонова. М.: «Детская литература», 1989.
Крылов, И.А. Басни. Сатирические произведения: Воспоминания современников / Сост. вступ. ст. и примеч. С.А. Фомичева. М.: Правда, 1988.
Крылов, И.А. Избранные сочинения / И.А. Крылов. М., 1969.
Крылов, И.А. Сочинения в двух томах. Т.I / И.А. Крылов. М., 1969.
Крылов, И.А. Сочинения в двух томах. Т.II. Басни, стихотворения, пьесы / И.А. Крылов. М., 1969.
Крыловский вечер в школе (Репертуарный сборник) / Подготов. текстов, вступ статья и примеч. Е.В. Лунева. М., 1989.
Лафонтен. Избранные басни: Для старших классов средней школы / Предисл. С.В. Куликовой. М.: Учпедгиз, 1948.
Лебедев, Н. М. Видеофильм об И. А. Крылове на уроках русского языка / Н. М. Лебедев // Русская словесность. 2002. №3. С. 69-73.
Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1985.
Морозова, Е. А. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова / Е. А. Морозова // Русская словесность. 2003. №7. С.19-23.
Михалков, С.В. Стихи. Сказки. Басни / С.В. Михалков. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романовская. М., 1982.
Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1981.
Светловская, Н.Н. Басни И.А. Крылова / Н.Н. Светловская // Нач. шк. 2007. № 3. С. 25-29.
Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. М.,1991.
Сергеев, И.В. Крылов. Повесть о жизни великого баснописца / И.В. Сергеев. М., 1999.
Степанов, Н.Л. Басни Крылова / Н. Л. Степанов. М.: Издательство «Художественная литература», 1989.
Степанов, Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца / Н.Л. Степанов. М., 1996.
Тарковский, Р. Б. Календарные русские имена в басенном рассказе И. А. Крылова / Р. Б. Тарковский // Русский язык в школе. 2003. №2. С.69-76.
Уледов, А.К. Нравственное воспитание / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1989.
Эзоп. Басни в русском переводе / Подготов. вступ статья и примеч. К.В. Коровина. М., 1880.