Введение В основе создания, проектирования и производства какой-либо продукции, создания и применения какой-либо технологии, управления бизнесом в целом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс разработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса, что и определяет актуальность данной темы. Разработка, внедрение и реализация стратегии — приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании, в компетенции которых входит разработка стратегии и выбор модели бизнеса компании. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. Кроме того, действия отдельных подразделений, отделов и групп менеджеров должны представлять собой единое скоординированное целое, так что высший менеджмент обязан согласовать работу всех подразделений компании — НИОКР, производства, маркетинга, обслуживания клиентов, кадров, информационных технологий, финансов. Единая стратегия для всего предприятия представляет собой базу для объединения действий и решений разных подразделений организации в одно целенаправленное усилие. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит прибыль. Таким образом, целью исследования дипломной работы является разработка стратегии продвижения новой продукции предприятия ООО НПФ «Геофизика». Задачи работы: - дать общую характеристику предприятия; - провести анализ финансово-экономического состояния предприятия; - провести маркетинговый анализ предприятия; - разработать товарную, ценовую и сбытовую политику предприятия; - дать экономическое обоснование предложенного проекта. Объектом исследования является экономика предприятия. Предмет исследования – стратегия продвижения новой продукции предприятия. Дипломная работа состоит из введения, аналитической, практической, экономической частей и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи работы, объект и предмет исследования. В главе 1 проводится анализ хозяйственной деятельности ОАО НПФ «Геофизика», дается общая характеристика предприятия, проводится анализ финансово-экономической деятельности и анализ технико-организационного уровня развития производства на предприятии. В главе 2 проводится маркетинговый анализ деятельности ОАО НПФ «Геофизика» на основе характеристики продукции и ее позицирования на рынке, анализа конкурентной среды, оценка емкости и сегментации рынка, анализа товарной и сбытовой политики предприятия. В главе 3 ведется разработка стратегии ОАО НПФ «Геофизика» по продвижению продукции на рынок, рассматриваются базовые стратегии, разрабатывается товарная, ценовая, сбытовая политика предприятия, а также система стимулирования сбыта продукции, разработка плана продвижения продукции на рынок и расчет бюджета на ее продвижение. В главе 4 дается экономическое обоснование разработанной стратегии предприятия по продвижению продукции на рынок путем разработки плана-прогноза по сбыту продукции и оценки экономического эффекта от реализации разработанной стратегии. В заключении делаются общие выводы по главам и по всей работе в целом. Глава 1. Анализ хозяйственной деятельности ОАО НПФ «Геофизика» 1.1.Общая характеристика предприятия ОАО НПФ «Геофизика» относится к одному из ведущих научно-производственных предприятий России по проектированию и производству специальных средств и технологий для геофизических исследований скважин, проводимых на всех этапах их строительства и эксплуатации. Деятельность фирмы относится к области высоких технологий и включает проектирование, производство, поставку, а также постпродажное обслуживание техники и сопровождение использования технологий в следующих областях: - информационное геофизическое обеспечение бурения вертикальных, наклонных и горизонтальных скважин; - контроль технического состояния и качества цементирования скважин; - контроль разработки месторождений геофизическими методами; - испытание пластов в обсаженных и не обсаженных скважинах пластоиспытателями на трубах; - каротажные станции различного назначения, в том числе станции контроля процесса цементирования; - геолого-технологические исследования, контроль процесса бурения; - петрофизические исследования; - экологический мониторинг нефтегазовых месторождений. В настоящее время в состав фирмы входят: научно-исследовательский институт «ВНИИнефтепромгеофизика», завод по производству скважинной геофизической аппаратуры, научно-производственный комплекс по производству наземной геофизической техники, восемь инженерно-производственных центров, сервисный центр, учебно-научный и инженерно-маркетинговый центры.
Содержание
Содержание 2
Введение 4
Глава 1. Анализ хозяйственной деятельности ОАО НПФ «Геофизика» 7
1.1.Общая характеристика предприятия 7
1.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 12
1.3 Анализ технико-организационного развития производства на предприятии 26
Глава 2. Маркетинговый анализ деятельности ОАО НПФ «Геофизика» 36
2.1 Характеристика продукции и ее позиционирование на рынке 36
2.2. Анализ конкурентной среды 40
2.3. Анализ емкости и сегментации рынка 50
2. 4. Анализ товарной политики предприятия 56
2.5. Анализ сбытовой политики предприятия 60
Глава 3. Разработка стратегии продвижения продукции ОАО НПФ «Геофизика» 62
3.1. Базовые стратегии стратегий продвижения продукции 62
3.2. Разработка товарной политики предприятия 72
3.3. Разработка ценовой политики 73
3.4. Разработка сбытовой политики предприятия 76
3.5. Стимулирование сбыта на предприятии 78
3.6. Разработка плана реализации стратегии продвижения новой продукции ОАО НПФ «Геофизика» 82
3.7. Расчет бюджета на продвижение 86
Глава 4. Экономическое обоснование разработанной стратегии 90
4.1. Разработка плана-прогноза по сбыту продукции 90
4.2. Оценка экономического эффекта реализации разработанной стратегии 91
Заключение 95
Список используемой литературы 97
Список используемой литературы
I. Монографии и учебные пособия
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 2006
2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. - М.: Сирин, 2006
3. Ансофф И., Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Издательство «Питер», 2006
4. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2004
5. Гусаков А. Ясная стратегия бизнеса. Издательство Вершина, 2009 г.
6. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 2008
7. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006
8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Изд-во «Питер», 2006
9. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2006
10. Каплан Р., Нортона Д. Стратегические карты. -
Изд-во "Олимп-Бизнес", 2008
11. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом/ Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007
12. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. - М.: "Олимп-Бизнес", 2007
13. Оуэн А. Как осуществлять стратегию Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 2008
14. Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими. - Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 2007
15. Рамперсад Хьюберт К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007
16. Синявина М.П., Бурмистров А.Н. Разработка стратегии развития. - СПб.: Питер, 2007
17. Стратегическое планирование и управление. Под ред. Петрова А.Н. СПб: Изд-во СПБГУЭиФ, 2006
18. Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2007
19. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ./Под. ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
20. Тренев В.Н и др. Реформирование и реструктуризация предприятия: методика и опыт. М.: Изд-во «Приор», 2006
21. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ./Под ред. Рысина В.Т.. М: «Прогресс», 2008.
II. Материалы периодики и тренингов
22. Архангельский Г. А. Новые стратегии роста российских компаний// «Бизнес-журнал», от 7 мая 2007 г.
23. Булгакова Ю. Материалы тренинга «Стратегический менеджмент», 2008
24. Джеймс Лоэр. Материалы семинара «Эффективное стратегическое планирование на предприятии», 2007
25. Калинин С.И. Материалы семинара "Стратегия и бизнес", 2007
26. Мельничук Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятия.//Маркетинг. 2007, № 6
27. Стати М.П. Разработка миссии и постановка стратегических целей компании. - "Управление персоналом", 2006, №1
28. Стивен В. Фланнес. Материалы тренинга «Современные технологии управления», 2008
29. Стивен М. Шапиро. Материалы семинара «Управление развитием организации», 2008
30. Уваров М. Мы создали собственный курс МВА.//БОСС (Бизнес, Организация, Стратегия, Системы). 2008, № 6
31. «7 Нот менеджмента» М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2008.