Глава 3. Периодизация послеразводного процесса.
Развод не роковая точка, он имеет свои фазы, этапы, свою хроно¬логию. Примерами этапизации процесса развода являются:
«временная» классификация: 1) разочарование; 2) эрозия отно¬шений; 3) разъединение; 4) физическое разъединение; 5) де¬прессия; 6) «вторая юность»; 7) напряженная деятельность (ра¬бота, воспитание детей и т. д.);
«содержательная классификация»: 1) эмоциональный развод; 2) юридический развод; 3) экономический развод; 4) родитель¬ский развод; 5) развод с точки зрения общества (индивида счи¬тают одиноким); 6) психологический развод [4, с.204].
Классификация Аронс пример объединения временных и содержательных аспектов. Этапы развода: эмоциональный развод, включающий решение, объявление и расставание, и два более поздних этапа официальный развод и вторая жизнь (семейное определение) в течение многих лет.
В периоде после фактического развода качественно различаются два этапа:
1) адаптация к факту распада семьи (судебный процесс, раздел иму¬щества и детей, новые отношения с родственниками, друзьями, со¬трудниками). Важное место занимают чувства, связанные с прежним супругом (любовь, ненависть, вина, гнев, враждебность, привязанность и т. д.) и прежним браком (сожаление, разочарование, восприятие себя как неудачника). Общий настрой меняется от депрессии, чувства вины, низкого самоуважения до эйфории, облегчения;
2) адаптация к новому стилю жизни поиски новой работы, места жительства, новых друзей, испытываются материальные трудности. С детьми связаны проблемы адаптации к новой роли одинокой мате¬ри (отца) [4, с.104]. В настоящее время говорят о нали¬чии бинуклеарной семьи речь идет о раздельно живущих «экс-су¬пругах», совместно воспитывающих общих детей. Аронс выделяет сле¬дующие типы взаимоотношений разведенных супругов (через год после развода):
I. «Отличные товарищи» высокая степень взаимодействия и вы¬сокая степень коммуникабельности (всего около 12%). Для этих пар расстройство от распавшегося брака не омрачило позитивные элемен¬ты их долгосрочных взаимоотношений. Многое объясняется той осо¬бенностью их брака, что изначально они были хорошими друзьями и что остались ими до сих пор. Такие пары разговаривают друг с другом не менее одного или двух раз в неделю и интересуются текущей жиз¬нью друг друга. Через 2 и 4 года многие из «отличных товарищей» пе¬решли в другую группу. Около трети из них стали «сотрудничающими коллегами». Еще треть «сердитыми союзниками» обычно какой-то инцидент (иногда связанный с новым партнером) приводит к взрыву, последствия которого сложно компенсировать.
II. «Сотрудничающие коллеги» средний уровень взаимодействия, высокая коммуникативность (38%). Они не могут считать себя близ¬кими друзьями, но по большинству вопросов сотрудничают достаточ¬но хорошо в том, что касается детей. Общей для «сотрудничающих коллег» является способность отделить свои супружеские взаимоот¬ношения от родительских обязанностей и взаимоотношений. В резуль¬тате опроса пять лет спустя после развода у 1/4 пар этой группы от¬ношения с бывшими супругами ухудшились, и они перешли в группу «сердитых союзников». Однако около 75% «сотрудничающих коллег» сохранили этот тип отношений несмотря на то, что большая часть их вступила в повторный брак или внесла серьезные изменения в сло¬жившиеся отношения.
III. «Сердитые союзники» среднее взаимовлияние, низкая коммуникабельность (25%). Их развод часто имеет тенденцию разрешать споры только в судебном порядке, и их официальные отношения в суде продолжаются иногда много лет после развода. Характерно вынужденное общение только в случае построения планов для своих детей. От¬личие «сердитых коллег» от «сотрудничающих» в способах преодоле¬ния конфликта: они обычно оказываются не способны подавить свое раздражение, позволяют ему выплеснуться на предметы контакта и не только на них. Обычно чувствуют себя очень напряженно, настроены враждебно или даже открыто конфликтно. Как правило, имеют какое-то расписание времени общения с детьми, когда супруг, не живущий с ними (обычно отец), проводит с детьми часть времени (от 1 раза в ме¬сяц до 2 или 3 дней в неделю). Через пять лет после развода исходная группа «сердитых союзников» поделилась на три: одна треть так и осталась в этой группе, треть перешла в группу «ярых врагов» или «рас¬павшиеся дуэты». Треть смогла улучшить свои отношения, перейдя в группу «сотрудничающих коллег».
IV. «Ярые враги» (низкая коммуникативность мало взаимоотно¬шений) составляют около 25% от общего числа. Часто имеют тенден¬цию разрешать споры только в судебном порядке, и их официальные сражения в суде длятся годами. Как супруги в привыкшей к конфлик¬ту семье «ярые враги» очень сильно все же зависят друг от друга, хотя энергично это отрицают. Спустя пять лет после развода небольшая часть представителей этой группы стали «сотрудничающими колле¬гами».
V. «Распавшийся дуэт» разошедшиеся пары, которые исключают
какой-либо контакт полностью. Это настоящие семьи с одним роди¬телем, в которых нет места бывшему супругу.
Глава 4. Последствия развода для мужчин, женщин и детей.
Раньше (в частности, в социологии США) считалось, что женщина переживает развод тяжелее мужчины (материальные трудности, поис¬ки работы, воспитание детей, ограниченные возможности создать се¬мью и т. д.). С 1980-х годов психологи пришли к выводу, что мужчине брачный союз нужен более, чем женщине. Его неудовлетворенность одиночеством еще более острая и длительная.
Возможности вступления в повторный брак у мужчин выше, но не¬мало разведенных не могут найти новую спутницу жизни (около 50% разведенных мужчин в СССР не вступали в повторные браки). После развода бюджет мужчины резко сокращается. Моральный ущерб послеразводный стресс в связи с ограничением возможностей видеть своих детей. Потери роли мужчинами после развода могут быть не такими ярко выраженными, как женские. Хотя характер ролей и меняется, мужчи¬нам больше нравится, когда их роль определяется не только работой или в качестве супруга. Если роль мужчины как отца была ограничен» укладыванием детей в постель и уикэндами, она может практически не измениться после развода. Даже если мужчина, ставший инициатором развода, находит удовлетворение в работе, он все равно может чувство¬вать себя опустошенным. Степень трудности выхода из роли, смены ролей зависят от спектра факторов: добровольность смены роли, сте¬пень выбора и контроля при выходе, длительность «исполнения» роли.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение .... 3
Глава 1. Семья и ее основные характеристики. 4
Глава 2. Причины разводов 8
Глава 3. Периодизация послеразводного процесса 11
Глава 4. Последствия развода для мужчин, женщин и детей 14
Глава 5. Основные направления психологической помощи
семье в ситуации развода. 15
Выводы 20
Заключение 21
Библиография... 23
Введение
Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.
Развод это сложный социальный феномен, равно как и сложное личностное переживание [6, с.4], в то же время развод есть процесс, длительный, многоаспектный [1, с.49]. В феномене развода как в пограничной ситуации жизнедеятельности человека (семьи) проявляются все основные проблемы семьи.
Развод, а ранее семейный конфликт, семейная дезорганизация, безусловно, есть фрустрирующий фактор, блокирующий реализацию жизненных целей супругов, семейных целей (семьи как системы); блокирующий самореализацию и самоидентификацию с образом "Я".
Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Но жизнь есть жизнь, и развод одна из форм человеческого общежития.
Цель исследования: определить основные направления психологической помощи семье в ситуации развода.
Задачи исследования:
- изучить психологические подходы к проблеме развода;
- определить направления и особенности психологической помощи семье в ситуации развода
Объект исследования: семья в ситуации развода.
Глава 1. Семья и ее основные характеристики.
Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э.Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8, с.31].
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.
Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко [12, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.
Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.
Социологи рзличают такие основные формы семьи, как:
1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2. расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).
Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой [19].
В обществе семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.
Родител в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не остается возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими.
1. АндрееваТ.В. Психология семьи: учеб. пособие. СПб.:Речь, 2007 384с.
2. Антонов А. Возродить семейную жизнь. Социологические исследования. 1992 - № 10
3. Арнаутова Е. Социальное самочувствие семьи. // Дошк. Воспитание - 2004. № 6 с. 57-63
4. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М.: Мирт, 1995 437 с.
5. Гаспарян В. А. Молодость. Любовь. Семья. Социологические проблемы. СПб.: Сова, 1996
6. Клемантович И. Современная скмья: структура, специфика, воспитательные возможности. // Воспит. школьников - 1998 № 5 с.2-5
7. Мацковский М. С. Социология семьи. М.: Наука, 1989
8. Осипова И. Семейное консультирование в школе. // Воспит. школьников 2004 - № 1 с. 30-33
9. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина СПб.: Питер, 2003 224 с.
10. Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи. // Директор школы 2002 - № 6 с. 48-58
11. Самоукина Н. В. Парадоксы семьи и брака. Психологические записки о любви, семье, детях и родителях. М., 1998
12. Сборник статей "Культура семейных отношений" М., 1985
13. Семья в России: Статистический сборник. Официальное издание. Госкомстат России. М., 1996
14. Семья в современном европейском обществе. / Под ред. М. С. Кашубы М.,1996
15. Семья. 500 вопросов и ответов. М.:Мысль, 1992
16. Соловьев Н. Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980
17. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989
18. ХарчевА.Г., МацковскийМ.С. Современная семья и ее проблемыМ.,1978
19. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997 280 с.