В 1805 г. войсковым атаманом М.И. Платовым основан город Новый Черкасск как новый административный центр земли (с 1870 Области) войска Донского вместо станицы Черкасская (ныне станица Старочеркасская), затопляющегося ежегодными весенними разливами Дона. В 19 в. Новочеркасск был сосредоточием политической жизни донского казачества.
Предшествовавший станице Черкасский городок возник в 16 в., когда Дон начал заселяться украинцами, которых на Дону того времени называли черкасами.
Музей истории донского казачества. Исторический раздел занимает 3 зала, где выставлены образцы вооружения XVII-XIX вв., трофеи Донских казаков, войсковые знамена и регалии .
В начале 20 в. построены многочисленные особняки в стиле модерн ("Дом с совой").
Музей истории донского казачества старейший музей юга России был открыт в по инициативе «любителей Донской старины» 22 ноября 1899 г. Его первым директором стал Харитон Иванович Попов. Здание строилось специально для музея по проекту академика архитектуры А. Ященко. Строительство велось на общественные пожертвования и средства, выделенные войсковой казной. К моменту открытия музею уже были подарены отдельные коллекции (например, старинных монет). К сбору экспонатов привлекались все казачьи станицы Дона. В 1904 г. открылось «Церковно-историческое общество» со своим «древхранилищем», которое помогало комплектовать фонды музея.
В годы гражданской войны, а точнее в конце 1919 г. в связи с отступлением Донской Белой армии к Новороссийску, в спешном порядке без описи были заколочены в ящики и вывезены многие ценные экспонаты Донского музея и Донского архива. Музейный архив претерпел много злоключений, в том числе и грабеж.
В декабре 1999 г. отмечалось 100-летие со дня основания и открытия Донского музея.
В настоящее время Новочеркасский музей истории донского казачества представляет собой сложившийся музейный комплекс, который содержит в своих фондохранилищах реликвии донского казачества, связанные с лучшими традициями казаков. Его богатейшая коллекция не имеет аналогов в мире и насчитывает 115 тысяч экспонатов.
Гордость музея единственная в мире коллекция казачьих знамен, бунчуков, полковых штандартов донского казачества 18-19 веков. Уникальна и коллекция холодного и огнестрельного оружия того времени, большую часть которого составляет наградное оружие представителей Военного генералитета и офицеров Донского казачьего войска. Но самым главным своим экспонатом коллектив музея считает мемориальные вещи легендарного донского атамана, основателя города, графа Матвея Ивановича Платова.
Музей владеет обширной живописной коллекцией, включающей произведения академика живописи, уроженца г. Новочеркасска Н. Н. Дубовского и русских художников-передвижников, западноевропейскую живопись и графику 16-18 веков, единственную в мире коллекцию парадного казачьего портрета восемнадцатого века «Донская парсуна», собрание портретов «августейших особ». Большой известностью пользуется научная библиотека музея, где фонд редкой книги составляет более 15 тысяч экземпляров. Сокровищница коллекции 80 старопечатных книг 16-18 веков.
Самобытность казачества, его героическую доблесть и верность Отечеству отражают экспозиции музея: боевые награды и георгиевское оружие генерала А. М. Каледина, донских казаков участников русско-японской войны, империалистической войны 1914-1918 гг.
Составной частью музейного комплекса с 2001 года стал атаманский дворец официальная резиденция донских атаманов. Музей поддерживает тесные связи с представителями казачьего зарубежья Канады, Франции, Германии.
Атаманский дворец - структурное подразделение учреждения культуры «Новочеркасский музей истории донского казачества». Это единственный в Ростовской области памятник дворцового типа, с сохранившейся усадьбой. Он был построен в 1863 году по проекту академика архитектуры И.О. Вальпреде.
Дворец являлся официальной резиденцией донских атаманов и местом пребывания русских монархов в дни их визитов на Дон. Во дворце, вплоть до окончательного установления советской власти в 1920 году, жили и работали, сменяя друг друга, двенадцать войсковых наказных атаманов, все они были генералами из свиты императора и представляли дворянскую элиту Российской империи: П.Х. Граббе, А.Л.Потапов, М.И.Чертков, Н.А.Краснокутский, Н.И.Святополк-Мирский, К.К.Максимович, Н.Г.Одоевский-Маслов, А.В.Самсонов, Ф.Ф.Таубе, П.И.Мищенко, В.И.Покотило, М.Н.Граббе. Здесь же останавливались российские императры: Александр II - в 1872 году, Александр III - в 1869, 1870, 1872, 1887 годах, Николай II посещал его в 1887 и 1914 годах.
Главная цель экспозиции состоит в воссоздании архитектурно-паркового ансамбля Атаманского дворца на период конца XIX - начала XX вв. В числе архитектурных и музейных комплексов Ростовской области, отражающих историю и культуру донского казачества, дворец-музей может играть особую роль, олицетворяя собой важнейший этап истории донского казачества. В этот период Донское казачье войско было уравнено с точки зрения управления с другими государственными структурами империи, был установлен полный контроль самодержавия над атаманской властью. Важнейшими шагами на этом пути стали введение должности августейшего атамана всех казачьих войск (с 1827г.), которая была возложена на наследника цесаревича, и назначение войсковым наказным царского представителя (начиная с генерала М.Г. Хомутова, с 1848г.).
Мемориальная экспозиция парадных помещений в залах второго этажа дворца рассказывает о системе атаманской власти и роли личностей донских атаманов в истории войска Донского, об истории института августейшего атамана и высочайших визитов на Дон. Впервые показан быт донских атаманов как представителей элиты русского общества. Большой интерес представляет мемориальный комплекс атамана Алексея Максимовича Каледина, застрелившегося во дворце 29 января 1918 года.
Новочеркасск один из крупных южнороссийских городов. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками. Новочеркасск задуман и основан в 1805 году как новая столица Области Войска Донского. Более века это был город донской элиты: войсковых атаманов и войсковой администрации, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. В советский период истории Новочеркасск развивался как крупный промышленный центр Ростовской области, город образования и науки. Его население увеличилось более чем в три раза и достигло 200 тыс. человек.
Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, это огромные триумфальные арки, воздвигнутые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года.
Поднимаясь вверх пo Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историческая память. Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М.И.Платов привлек к разработке генерального проекта известного военного инженера Ф.П.Деволана, который удачно привязал план города к естественному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркасска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, соединенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зданий, выполненных в классических стилях, и типичных казачьих куреней.
В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г.
До революции в Новочеркасске кроме православных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначением они выполняли еще и роль культурных центров.
На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркасска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М.И.Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А.А. Ивановым, Н.А. Токаревым и П.К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан в 1993 году московским скульптором А.В. Тарасенко. Стремительное движение булавы "вихорь-атамана" указывает на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа.
Московская была центральной улицей города, где кипела торговля и прогуливалась Бывшее здание Офицерского собрания отдыхающая публика. Здесь находилось и здание Офицерского собрания (1890; ныне Центральная библиотека имени А.С. Пушкина) с замечательным интерьером. Большой двусветный танцевальный зал с лепным плафоном, украшенным орнаментальными фризами, картушами, атрибутами военной геральдики и гербами воинов.
На центральной площади города выделяется еще несколько капитальных сооружений, входивших в обязательный набор губернского города: здание Областных присутственных мест с импозантным десятиколонным портиком (1844; ныне Военный институт связи), Судебных установлений (1909; теперь городской Дом культуры и Казачий драмтеатр им. В.Ф. Комиссаржевской), Русско-Азиатского банка (1905; здание бывшего Дома пионеров), Донского музея.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и специфика этнического тура 4
1.1. Особенности этнического тура 4
1.2. Технология формирования и продвижения этнического тура 8
Глава 2. Проектное обоснование 15
2.1. Туристический потенциал Донского края 15
2.2. Программа этнического тура 20
2.3. Характеристика туристической фирмы 46
2.4. Рекомендации по продвижению 48
Заключение 51
Список литературы 52
Введение
Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.
Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими .
Целью курсовой работы является обоснование и разработка этнографического тура «Донские казаки» по Донскому краю.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и специфику этнографического тура;
Рассмотреть туристический потенциал Донского края для целей этнографического туризма;
Разработать этнографический тур;
Разработать рекомендации по продвижению нового тура.
При написании работы использовались литературные источники, открытые интернет-ресурсы.
Глава 1. Сущность и специфика этнического тура
1.1. Особенности этнического тура
Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой
Этнографический туризм (этнотуризм) имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Этот вид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Этно-экологический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнотуризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Русская (а точнее, восточнославянская) этнография, как самостоятельная отрасль знаний возникла в первой половине XIX столетия на базе созданного в 1845 году Русского Географического общества, а зародилась в недрах Кунсткамеры Петербургской Академии Наук. Само определение науки "этнография" - "народоописание" - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.
В настоящее время "этнография" определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы-этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни касаются прошлого, другие - современного.
Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: "Этнос - есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающиеся ею от таковых других групп".
Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие "этнографический объект". Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм.
К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.).
Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.
Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.
Специфические конкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов .
Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.
Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.
В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т. д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, крое того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.
С этнографическими особенностями русской культуры туристам можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали (Архангельская обл., Кенозерскийц национальный парк).
Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями .
Музеи краеведческие, а помимо этого есть чисто этнографические музеи.
Музеи деревянного зодчества, так как там представлено народное зодчество - под Архангельском- Малые Карелы, под Новгородом- Витослявицы, включают анимационную работу экскурсоводов.
Центры народных промыслов и ремесел предоставляют возможность посмотреть как изготавливаются изделия.
Многонациональная страна, следовательно можно посмотреть жизнь многих наших народов в оригинале. Одновременно изделия народного творчества являются сувенирами для посетителей.
Русский этнос можно увидеть в двух вариантах:
1 на Русском Севере- Архангельская, Вологодская области- поморские деревни- далеко расположены от транспортных путей, обычно по рекам (Мезень, Онега, Сухона), там не было никаких войн, не происходило смешение генофонда,
2 Сторообрядческие поселения-сам факт их возникновения определил их замкнутый образ жизни. Разбросаны по глухоманям, не похожи друг на друга, так как старообрядцы вбирали в себя ту культуру, в которой жили. Русский Север (верховья Печоры), Северный Урал (Север Свердловской области)- очень большие дома, дворы, добротные заборы, амбары, сундуки, в которых храниться одежда нескольких поколений, Алтай (горная часть)- более скромные, Сибирь.
3 Казачество - вряд ли можно назвать его русским этносом, это очень своеобразно сложившийся этнос. Казачество сформировалось на порубежье в основном из бывших крестьян и беглых преступников, брали в жены (завоевывали) то турчанок, то горянок, отсюда очень своеобразная внешность, своеобразный стиль жизни, где сочеталось ведение с\х и несение воинской службы, ценилась лихость, своеобразная кухня. Живет по югу, где они исторически и оседали- Донское (Ростовская область), кубанское казачество (Краснодарский край), Ставропольское или Надтеречное казачество, Яицкое казачество (Урал), по югу Сибири до Байкала и Амурской обл.. Казачество жесточайшим образом уничтожалось в годы Советской власти, они были опорой царской власти, одно из самых привилегированных войск. Но, тем не менее, казачество возрождается, возраждаются станицы, охотно относится к приему туристов, знакомят их с бытом .
По своему содержанию этнографические экскурсии, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей, входят в качестве подгруппы в исторические .
Исследователи относят этнографический туризм к познавательному , включающему знакомство с бытом, культурой, традициями народов, фольклором, хозяйством.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута .
1.2. Технология формирования и продвижения этнического тура
Для развития этнического туризма необходима разработка новых туристских маршрутов, а так же определение основного направления в развитии такого вида туризма на Дону.
Существуют две разновидности познавательных туров:
1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры - столичные города, такие, как Париж, Рим, Лондон, Москва и т. п.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познаватвльные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
1. Федеральный Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ
2. Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003 2006 годы (утверждена Областным законом от 17.12.03 № 55-ЗС, в редакции областных законов от 08.06.05 № 331-ЗС, от 28.12.05 № 440-ЗС)
3. Атлас автомобильных дорог Ростовской области и прилегающих территорий: Указатель названий населенных пунктов Ростовской области; Новые дорожные знаки: 2006
4. Александрова А.Ю. Туризм и рекреация в России //Международный туризм в портретах выдающихся личностей /Под.ред. д-ра геогр. Наук А.Ю. Александровой. М.: КРОНУС, 2003. С.147-149
5. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 384 с.
6. Глушко А. А., Сазыкин А. М. География туризма. Издательство Дальневосточного университета, Владивосток -2002. 356 с.
7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник, М.: Турист, 2004
8. Зорин И.В., Каверина А.В., Квартальнов В.А. Международный туризм. Туризм как вид деятельности. М., 2002.
9. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. - Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 192с.
10. Малова Н. А. Туризм и культурное наследие // Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1.
11. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме, М., 2002.
12. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. - 2004
13. Сазыкин А. М География этнографического туризма. Издательство Дальневосточного университета, Владивосток -2002. 46 с.
14. Солдухина О.И., Гаранина Е.Н. , Здоров А.Б., Локтев А.А., Соболева Е.А., Козырева Т.В., Козырев В.М., Ополченов И.И. «Финансы и бухгалтерский учет в туризме». Изд. «Финансы и статистика», Москва 2003 г.
15. Старочеркасский музей-заповедник: Путеводитель.- Ростов н/Д, 1995.
16. Храбовченко В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
17. http://www.totour.ru/tourism/etno.html
18. http://www.dontour.ru/program/?id=6
19. Официальный сайт администрации Ростовской области http://www.donland.ru
20. http://www.mojgorod.ru/rostovsk_obl/rostovnadon/index.html
21. Каталог музеев России http://www.museum.ru/M838
22. Официальный сайт компании Меркурий 2000 http://www.mercury2000.ru/
23. Путеводитель по Ростовской области http://www.putevoditel.nakurorte.ru/russia/rostov_obl/