Введение В связи с кардинальным изменением политической, экономической, социальной, идеологической политики в Российской Федерации за последние более чем пятнадцать лет наблюдается рост преступности и ухудшение криминогенной обстановки. Правоохранительные органы страны не справляются с валом преступности, которая из стихийной превратилась в организованную и четко структурированную, тем самым создавая реальную угрозу личности, обществу и государству. В сложившихся условиях возникает необходимость адекватного противопоставления органов, наделенных полномочиями борьбы с преступностью, разгулу противоправных действий со стороны преступников, в том числе путем усовершенствования порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Законом об ОРД) в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1 Закона об ОРД). Оперативно-розыскная деятельность проводится только посредством оперативно-розыскных мероприятий. Всё остальное, вся другая работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к такой деятельности отношения не имеет. Оперативно-розыскные мероприятия являются тем, без чего не возможно достичь результатов оперативно-розыскной деятельности. Отсюда: каждое из оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности. Совокупность оперативно-розыскных мероприятий образует оперативно-розыскную деятельность. Или: оперативно-розыскная деятельность является совокупностью предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий. Цель работы – изучить основания и условия проведения оперативно – розыскных мероприятий. Задачи работы: - определить условия проведения оперативно – розыскных мероприятий согласно современному законодательству, - исследовать основания проведения оперативно – розыскных мероприятий. Глава 1. Основания для проведения ОРМ 1.1. Законные основания для проведения ОРМ В Законе об ОРД цель законодателя - систематизировать все имеющиеся законные основания для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута, так как отдельные основания для проведения ОРМ также упоминаются в ряде других статей указанного Закона. Отдельным недостатком ст.7 указанного Закона является отсутствие логики среди оснований проведения ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, определенных сведений, которые, в свою очередь, являются основаниями для проведения ОРМ (п. 2 ч. ст. 7 1 Закона об ОРД). Возникает законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без совершения соответствующих ОРМ. Ст.7 Закона об ОРД носит бланкетный характер. Для правильного ее уяснения необходимо руководствоваться не только федеральными законами, но рядом иных подзаконных нормативно-правовых актов, а также соответствующими международными договорами России. Наличие возбужденного уголовного дела - наиболее общее основание для проведения ОРМ. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Для возбуждения уголовного дела необходима совокупность повода и основания для его возбуждения. Поводами являются заявление о преступлении, явка с повинной либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (ст. 140 УПК РФ). В п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрено получение органами, осуществляющими ОРД, сведений
Введение 3
Глава 1. Основания для проведения ОРМ 5
1.1. Законные основания для проведения ОРМ 5
1.2. Круг вопросов, связанных с регламентацией задач ОРД при проведении ОРМ 15
Глава 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий 17
Заключение 26
Список литературы 28
Источники
1. Закон об ОРД. М.: Проспект, 2006
2. Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158// Российская газета, № 71, 12.04.2003
Литература
3. Галахов С.С. Правовое регулирование ОРД в РФ: Лекция, Домодедово: РИПК МВД России, 1997
4. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Международные отношения, 1997
5. Зорин В.В. Учет динамики эффективности информационных процессов в сфере борьбы с экономическими проявлениями организованной преступности: Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики» (18 19 апреля 1995 г.). - М.: Московский институт МВД России, 1995.
6. Осипкин В. Н. Проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельности // Вопросы совершенствования прокурорско- след-ственной деятельностью: Сборник статей. Вып. 8. СПб., 1996.
7. Осипкин В. Н. Проблемы прокурорского надзора по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами // Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Международная научно-практическая конференция 56 июля 1996 г.: Тезисы выступлений. СПб., 1996.
8. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией : сб. научн. тр. Вып.2 / науч. ред. А.Л. Репецкая. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.
Материалы судебной практики
9. Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г.//Практикум по уголовному процессу. Справочные материалы. М.: Юридическая литература, 2006
10. Определение КС РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О//СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4368