(Нет отзывов)
13 страниц
2019-05-21

Система религиозно-этических взглядов Жана Кальвина. (аналитическая работа)

В наличии
1320 ₽

В тесной связи с доктриной предопределения находится кальвинистское учение о морали. Кальвинизм нередко называют морализаторской религией, возможно потому, что именно Кальвин заложил основы пуританской морали. Он считал, что моральность христианства не имеет никакого отношения к накоплению заслуг и стяжанию Царства Небесного. Не избранность ко спасению, является результатом добрых дел, но напротив, добрые дела оказываются знаком (критерием) принадлежности человека ко спасению.
В кальвинистском учении о Церкви наличествует обще-протестантское представление о видимой и невидимой церкви (последнюю, как уже было сказано составляют избранные ко спасению). Общим принципом церковной организации в кальвинизме является положение о «всеобщем священстве» (также свойственное протестантизму в целом). В кальвинизме общиной руководит коллегия избираемых ею старейшин (пресвитеров), которые составляют консисторию. Следует отметить, что часть кальвинистов в современном мире признает и епископальное правление. Если Лютер проводит четкую грань между видимой церковью (которая может быть ограничена светской властью) и невидимой (представляющей всю совокупность спасенных), то в учении Кальвина видимая церковь должна приближаться к невидимой, что дает основание не допускать в храм грешников, а также лишать их причастия.
Кальвин считает, что церковная и светская власть должны дополнять друг друга при условии доминирования власти церковной. В целом Кальвин подчеркивал необходимость отделения церкви от светской власти и необходимости для церкви в своих решениях руководствоваться исключительно Библией. Государство же, в свою очередь, должно действовать исходя из требований христианского нравственного закона. Впоследствии в пуританской литературе проводится идея права церкви на гражданское сопротивление, если государство руководствуется антихристианскими мотивами. Христианин должен почитать государство лишь в той мере, в какой оно является защитником истинной религии. На практике в Женеве времен Кальвина светская власть была не более чем исполнительницей церковных постановлений. Таким образом, Церковь играет огромную роль в жизни общества.

Феномен кальвинизма может быть рассмотрен в различных аспектах. Проповедь Кальвина звучит на фоне общеевропейского движения Реформации, обусловленного рядом религиозных, этических, политических причин. Какие предпосылки существовали в некоторых странах для принятия кальвинизма? Почему именно это мировоззрение продолжает быть значимым до наших дней? Кальвинизм оказал огромное влияние на развитие западноевропейской культуры, на появление новых форм христианства, на формирование нового мировоззрения, а также на европейскую историю. Таким образом, кальвинизм можно изучать в историческом контексте через изучение предпосылок Реформации вообще и кальвинизма в частности, а также этапов истории кальвинистских церквей, от Кальвина до наших дней. Кальвинизм также изучается в рамках религиоведения путем исследования его теологии и вероучения в целом, оценки, что кальвинизм унаследовал из положений раннего христианства, католического мировоззрения, что заимствовал от Лютера и других представителей Реформации, и какие изменения претерпело вероучение кальвинизма в процессе внутреннего развития и взаимодействия с другими религиями и светскими теориями. В данном аспекте также важно изучение личности самого Кальвина и возможного влияния личности на ход истории. Кроме того, необходимо отметить, в свою очередь, влияние самого кальвинизма на дальнейшее дробление протестантизма вплоть до новых религиозных культов. Изучение кальвинизма крайне важно в рамках социологии, поскольку именно «протестантская деловая этика» (по Веберу), зародившаяся в недрах кальвинистского мировоззрения, обусловила как политическое, так и социально-культурное развитие стран Европы и Северной Америки. Существует еще ряд аспектов изучения кальвинизма. В данной работе мы ограничимся кратким изложением истории зарождения кальвинизма, вернее, тех ее аспектов, которые непосредственно касаются особенностей кальвинистского мировоззрения, особенностей вероучения кальвинизма и его отражения в формировании кальвинистских представлений о мире и человеке.
Движение Реформации в Швейцарии начинается почти одновременно с лютеранской проповедью в Германии. Непосредственными предпосылками Реформации явились: кризис католицизма (несоблюдение обета целибатства, распущенность, рукоположение за деньги (симония), индульгенции, политические интриги церковных сановников); ослабление жесткого контроля Церкви над жизнью прихожан и, как следствие, развитие гуманизма с его идеалами личного достоинства человека, свободного стремления к поиску истины; все более распространявшаяся критика Церкви; изобретение книгопечатания и, как следствие, доступ к чтению Библии для мирян, становление национальных государств с их противлением централизации католической церкви; появление буржуазии, требующей новой идеологии и нового мировоззрения. Жан Кальвин (1509 1564) по происхождению француз в возрасте 25 лет оставил Париж, будучи обвинен в принадлежности к лютеранству, и прибыл в Женеву. Основной темой его выступлений в Париже была, как и у Лютера, критика показного благочестия и практики индульгенций. В Женеве Кальвин застал царящие в церковной и общественной жизни беспорядки. Примечательно, что вмешательство магистрата в церковные дела, имеющее место еще до прибытия Кальвина, способствовало тому, что Кальвин, впоследствии поддержанный магистратом, получил чрезвычайные полномочия. Уже в первые годы пребывания в Женеве Кальвин (исполняя обязанности лектора) говорил о вере как вере евангелической (то есть основанной исключительно на Евангелии), создал катехизис и предложил магистрату церковный устав, в котором большое внимание уделялось необходимости возобновления таинства причастия как средства сплочения церковной общины, введения пения псалмов за богослужением, наставления в вере детей. Особенно Кальвин настаивал на приведении всех граждан в единое вероисповедание и на осуществлении надзора за членами общины (эти положения вызвали протест у большой части населения, что в значительной мере затруднило утверждение кальвинизма).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.kara-murza.ru/books/Veber/
2. Вестминстерское исповедание веры 1647 1648 гг. [фрагменты]. Перевод Е. Каширского. http://calvin.tvcom.ru/2/23.htm
3. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII XVIII в.). Екатеринбург, 2003. 751 с.
4. Кальвин Ж. О христианской жизни. Перевод с фр. д. и. н. Ревуненковой Н. В. http://www.vehi.net/kalvin/index.htm
5. Кантценбах Ф. В., Штедтке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Ростов-на-Дону, 1998. 320 с.
6. Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск, 1999. 448 с.
7. Несмиянова О. В., Семанов А. М. Кальвинизм // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006 1256 с.
8. Никонов К. И., Тажуризина З. А. Швейцарская реформация. Цвингли. Кальвин. Протестантизм в XVII в. Протестантизм в XVIII в. Протестантизм в XIX в. Протестантизм в XX в. // История религии . В 2 т. Т. 2. Учебник под общей ред. И. Н. Яблокова. М., 2004. 676 с.
9. Элбакян Е. С. Кальвин // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006 1256 с.

Список рефератов по предмету история