Введение Реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует кардинального совершенствования учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств обучения. В школьном анализе литературного произведения любого рода и жанра следует руководствоваться основными положениями реформы: формировать материалистическое мировоззрение учащихся, из патриотические, гражданские чувства; добиваться значительного улучшения эстетического образования и воспитания; определить оптимальный объем умений и навыков по данной теме; освободить уроки от второстепенного материала. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока литературы требует системного подхода, который заключается, прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активировать умения ученика. Анализ литературного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить ученика с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию читательских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста. Изучение литературных произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.
Введение 2 1. Изучение эпических произведений 4 1.1 Специфика эпических произведений 4 1.2 Изучение эпических произведений в старших классах. 6 2 Пути изучения романа Толстого «Война и мир» в 10 классе. 9 2.1. Обзор программ литературного образования (какое место занимает творчество Толстого) 9 2.2 Обзор методической литературы. 15 2.3. Разработка урока по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир «Нравственные пути искания князя Андрея Болконского» 18 Заключение 29 Список литературы 31
Список литературы 1. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя/Под ред Т.Ф.Курдюмовой.- Просвещение, 1985.-191с. 2. Методика преподавания литературы, Под ред. Э.Я.Рез.-2-е изд., дор.-М.:Просвещение, 1985.-367с. 3. Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 1990.-192с. 4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.-М.: Просвещение, 1971.-255с. 5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-256с. 6. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир».-3-е изд.-М.:Художественная литература, 1978.-100с. 7. Каширская Е.В. Проблема духовного становления личности в романе –эпопее Л.Н.Толстого «Война имир»: Князь Андрей и его искания истины.Хкласс/\Литература в школе.-2009.-№5.-С.28-32 8. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для среднего и старшего школьного возраста/Сост. В.И.Новиков.-М.: Педагогика, 1988.-416с.: ил. 9. Я иду на урок литературы. 10 класс: книг адля учителя.-М.: Первое сентября, 2000.-254с. 10. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-190с. 11. Урок литературы: Пособие для учителя/Сост. Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова.-М.:Просвещение, 1983.-160с. 12. Жук Л.А.Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981.-252с. 13. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины.-М.:Высшая школа, 1999.-556с. 14. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».-Ленинград: Детская литература, 1989.-253с. 15. Созряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-204с. 16. Абелюк Е.С., Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень/ Абелюк Е.С., Блюмина З.А, Поливанов К.М..-М.:Дрофа