Введение В современных условиях общественного развития актуальным является разработка проблем социализации человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, культурно-историческому опыту поколения. В контексте этих проблем важным направлением является половое воспитание. Проблема полового воспитания нормально развивающихся детей и детей с особенностями развития приобретает широкое общественное значение и рассматривается педагогической наукой как составная часть целостного процесса нравственного формирования личности. Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка. По мнению Л.С. Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом. Специфика социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость. Именно поэтому данная тема актуальна и требует дальнейшего изучения. Содержание полового воспитания включает ряд аспектов: общественный (Е.Г. Балагушкин, Н.Г. Юркевич), этический (И.В. Гребенщиков, И.В. Дубровина), психологический (Н.Л. Белопольская, П.П. Блонский, Д.Н. Исаев, С.В. Ковалева, В.Е. Каган), физиолого-гигиенический (А.П. Богданович, Д.Н. Капустин, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова), педагогический (С.М. Голод, И.Б. Петрище, Н.Е.Татаринцева, А.Г.Харчек). В зарубежных и отечественных психологических и педагогических исследованиях психосексуальное развитие, закономерности полового развития рассматриваются применительно к нормально развивающимся детям (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Г.К. Поппе, Э. Эриксон), к детям с легкой интеллектуальной недостаточностью (П.П. Блонский, В. Борман, В.И. Гарбузов, И.В. Соломатина, Г. Шилле). Вместе с тем в специальной литературе имеются ограниченные исследования по проблеме формирования норм, правил, способов полоролевого поведения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (М. Пишчек, Л.М. Шипицына). В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. Как утверждает Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. По мнению Л.С. Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы полоролевого воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции. Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством полоролевой социализации детей с ЗПР на ранних стадиях. Анализ имеющихся исследований и практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил выявить противоречия между требованиями, предъявляемыми новыми условиями социальной жизни, и инертностью педагогического образования, недостаточной теоретической разработанностью в педагогике проблемы воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации и отсутствием профессиональной подготовки к решению этой проблемы в практике воспитания. Данные противоречия обусловили постановку проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия воспитания дошкольников, эффективно способствующие позитивной полоролевой социализации? Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы и практики были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы. Цель исследования – изучение и анализ научных основ построения процесса полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Объект исследования – полоролевое воспитание дошкольников с ЗПР. Предмет исследования – модель процесса полоролевого воспитания дошкольников с ЗПР в ДОУ. Задачи исследования: - рассмотреть категориальный аппарат по проблеме полового воспитания; - дать психологическую характеристику детей дошкольного возраста; - выделить психофизиологические основы половой дифференциации детей дошкольного возраста; - исследовать развитие детей с задержкой психологического развития; - проанализировать условия успешной социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; - провести изучение формирования полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; - разработать систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что воспитание дошкольников с ЗПР будет эффективно способствовать позитивной полоролевой социализации при условии, если: полоролевая социализация будет рассматриваться как педагогическое явление, состоящее из стихийной полоролевой социализации и целенаправленного воспитания, способствующего позитивным самоизменениям личности дошкольника/дошкольницы; реализация содержания полоролевогго воспитания дошкольников в целостном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться на основе методики, учитывающей половозрастные и индивидуальные особенности младших дошкольников (3-4 года), средних дошкольников (4-5 лет), старших дошкольников (5-7 лет). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.
Введение 3 Глава I. Теоретические основы процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста 8 1.1. Категориальный аппарат по проблеме полового воспитания 8 1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 13 1.3. Психофизиологические основы половой дифференциации детей дошкольного возраста 18 Выводы по первой главе 29 Глава II. Полоролевая социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 30 2.1. Развитие детей с задержкой психологического развития 30 2.2. Способы успешной социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 36 Выводы по второй главе 45 Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 48 3.1 Задачи исследования, содержание и результаты эксперимента 48 3.2 Система работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников с ЗПР 60 3.3 Результаты и анализ контрольного этапа эксперимента 63 Выводы по третьей главе 69 Заключение 71 Список использованных источников и литературы 74 Приложение 77
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и социализация детства: горький вкус запретного плода [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. №5. 2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст]: учеб пособие / В.В. Абраменкова - М.: Наука, 2008. - 416 с. 3. Аветисова, К.Р. Половое воспитание девочек [Текст] / К.Р. Аветисова // Педагогика здоровья. - 2000. - №3. 4. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов[Текст] / В.С. Агеев // Вопросы психологии. 2009. № 2. 5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. для ВУЗов. / Г.М. Андреева - М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 428с. 6. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация [Текст]: учеб пособие / Н.Л. Белопольская – М.: Комто-Центр, 2002 – 205 с. 7. Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст] / Н. Бочарова // Дошкольное воспитание. 2005. №12 8. Дыбина, О.В. Полоролевая социализация детей в предметном мире [Текст] / О.В. Дыбина // Детский сад от А до Я. 2006. №1. 9. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира [Текст]: учеб пособие / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман - СПб.: Тускарева, 2006. – 379с. 10. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека [Текст] / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. 2002. №4. 11. Иванова, О. И., Щетинина, А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / О.И. Иванова, А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 436с. 12. Ильин, Е. П. Дифференцированная психофизиология мужчины и женщины [Текст]: учеб пособие / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2006. – 129с. 13. Исаев, Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психоло- гические аспекты. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст]: учеб пособие / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган - СПб.: Медицина, 2008. - 160с 14. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии [Текст]: учеб пособие / В.Е. Каган - М.: Педагогика, 2001. – 386с 15. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии [Текст]: учеб пособие / В.Е. Каган - СПб.: Экватор, 2008. – 418с. 16. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 376с. 17. Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Обруч. 2006. №1. 18. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]: учеб пособие / И.С. Кон - М.: Педагогика, 2005. – 410с. 19. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст]: учеб пособие / Н.К. Ледовских - М.: Наука, 2008. – 355с. 20. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа [Текст]: учеб пособие / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: МТД «Корифей». – 96с. 21. Половое воспитание [Текст]: учебник для ВУЗов / Сост. А. Г. Трушкин, В. В. Баташев и др., Под ред. А. Г. Кураева, Р. Ф. Морозовой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 321с. 22. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст]: учеб пособие / Т.А. Репина - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. – 186с. 23. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации дошкольников [Текст] / Т.А. Репина // обруч. 2006. №1. 24. Столярчук, Л. И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания [Текст] / Л.И. Столярчук // Педагогика. 2003. №5. 25. Татаринцева, Н.Е. воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки [Текст]: учеб пособие / Н.Е. Татаринцева – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. – 127с. 26. Татаринцева, Н.Е. полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. [Текст]: учеб пособие / Н.Е. Татаринцева – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 96 с. 27. Татаринцева, Н.Е. Пространственно-предметная социокультурная среда полоролевого развития дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. 2005. №4. 28. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учеб пособие / Н.Е. Татаринцева – М.: Центр педагогического образования, 2008 – 144с. 29. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребёнка как образ культурной жизни человека [Текст]: учеб пособие / Н.Е. Татаринцева - Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2008. – 117с. 30. Тельнюк, И.В. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности [Текст] / И.В. Тельнюк // Детский сад от А до Я. 2006. №1. 31. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб пособие / И.П. Шелухина – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.