Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Когда мы сталкиваемся с каким-либо затруднением, которое надо преодолеть, мы начинаем думать, размышлять. К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.
Эти данные и послужили основанием для выбора темы исследования, и определило её актуальность.
Объект исследования: мышление подростка.
Предмет исследования: уровень развития мышления у подростков.
Цель исследования: выявление особенностей развития мышления у подростков и диагностика уровня развития мыслительных операций.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о мышлении и мыслительных операциях;
2. Охарактеризовать особенности развития мышления подростков;
3. Рассмотреть особенности диагностики уровня развития мышления у подростков;
4. Изучение научной литературы по особенностям развития мышления в подростковом возрасте;
5. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития мышления у подростков.
Практическая значимость изучения уровня развития мышления и мыслительных операций у подростков разного пола заключается в том, что результаты исследования могут наглядно показать, что девочки в подростковом возрасте лучше учатся, больше времени уделяют учёбе и профессиональной ориентации, лучше понимают учебный материал, так как у них мышление лучше развито в данном возрасте нежели у мальчиков, у которых мышление и мыслительные операции находятся в стадии развития и отстают от уровня девочек.
Объективность данных обеспечивается комплексом использованных методов, а именно: беседа, интервью, проведение психодиагностических методик. В исследовании принимали участие 14 человек подросткового возраста (от 14 до 16), но все пока учащиеся школы. Исследование проводится индивидуально с каждым испытуемым, в комнате, где испытуемым комфортно выполнять задания, в полной тишине, без отвлекающих факторов.
Содержание
Введение
Глава I: Проблема уровня развития мышления у подростков
1.1.Понятие мышления и мыслительных операций
1.2.Особенности развития мышления у подростков
1.3.Особенности диагностики уровня развития
мышления у подростков
Выводы по I главе
Глава II: Эмпирическое исследование уровня развития мышления у подростков
Выводы по II главе
Заключение
Содержание
Список литературы
1.. Н. вой и Болотова А.К.., Молчанова О.Н. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М: ЧеРо, 2005, 524 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод пособие к курсу «Психология человека». М.: пед. общество России, 2003. 276 с.
3.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Издат. «Речь», 2006. 693 с.
4.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. стр. 123.
5.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Издательский центр Академия/ 1998 г.
6.Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания; Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
7.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
8.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество; 4-е издание, стереотипное.: Москва, ACADEMIA 1999
9.Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
10. Основы психологии: Практикум Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с. (Высшее образование)
11. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. 400 с. ил.
12. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
13. Современный психологический словарь/под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 490 с.
14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.