Введение
Актуальность исследования. В сложившихся за последние два десятилетия нестабильных социально-экономических условиях в нашей стране все более актуальным становится изучение психологических аспектов адаптации. Несомненную важность данная проблема приобретает в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейшего становления личности, но до сего времени остается наименее изученным этапом онтогенеза. Часто юноши и девушки в переходный период не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и стратегиям преодоления.
В течение этого периода обращенность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, создает дополнительное эмоциональное напряжение (И.В. Дубровина, 1987, И.Ю. Кулагина, 1998). Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, девушки и юноши зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффективные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления и прибегают к деструктивным формам защитного поведения.
В современной психологии большое внимание уделяется изучению особенностей подросткового периода и соответственно, особенностям стрессовых механизмов в подростковом возрасте . Ученые отмечают (R.S. Lazarus, 1980; В.И. Журбин, 1990; В.А. Ташлыков, 1990; Р.М. Грановская, 1997; Е.С. Романова, 1998; Н. Мак-Вильямс, 1998; Л.И. Вассерман, 2000; Н.А.Сирота, 2001), что концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психической адаптации. Механизмы психологической защиты можно рассматривать как регулятивную систему стабилизации личности. В широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным способом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. В большинстве современных психологических концепциях психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки.
Цель настоящей работы анализ психологических особенностей стресса в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- провести анализ стресса;
- исследовать особенности подросткового возраста;
- рассмотреть взаимовлияние указанных факторов.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные, их психологический и статистический анализ дают возможность оптимизировать взаимодействие родителей, учителей с подростками, выбор психологически обоснованного плана работы. Результаты проведенного исследования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы школьных психологов с юношами и девушками, с учетом особенностей использования механизмов психологической защиты, стратегий преодоления и личностных особенностей каждого индивидуума.
1. Понятие и сущность стрессовых ситуаций
Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свй адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивает отсутствие стресса к смерти .
Однако не кто иной, как сам отец учения о стрессе Ганс Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает не лишенным стресса. Стресс, по Г. Селье, это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Реакцию психологов можно понять: действительно, как примирить эту формулировку с неустранимым из понятия стресса представлением, что стресс это нечто необычное, из ряда вон выходящее, превышающее пределы индивидуальной нормы функционирования? Из сказанного следует, что если уж психология берет на вооружение понятие «стресс», то ее задача состоит в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема этого понятия, тем не менее сохранить основное его содержание идею неспецифичности стресса. Чтобы решить эту задачу, нужно эксплицировать те мыслимые психологические условия, при которых эта идея точно отражает задаваемой ими срез психологической реальности.
Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.
Полную реализацию такого гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетвореие, или в том, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия».
Понятно, что реализация такой установки сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности; и если такой прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию стресс, мы приходим к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности». При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.
Итак, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином «витальность», понимая под ним неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.
Считая, что стресс это синоним раздражения и перенапряжения, мы глубоко заблуждаемся. Стрессовая ситуация вызывает более 1400 физико-химических реакций организма . И далеко не все из них оборачиваются дурным настроением, которого, между прочим, можно избежать.
Создатель учения о стрессе Г.Селье говорил, что «стресс это аромат и вкус жизни». Непонятно? Да нет, все очень просто: речь идет о гормонах, которые расцвечивают человеческую жизнь эмоциями. Адреналин, эндорфин и энкефалин именно эти вещества вырабатываются во время трудностей и создают все сопутствующие им ощущения.
Допотопный механизм
Китайское слово «стресс» - это два иероглифа, которые означают опасность и возможность. Каждый выбирает сам, чем для него обернется стресс.
Стресс древнейшая техника выживания. Поэтому его механизм примитивен: действенен, но неточен. Любая ситуация, выходящая из ряда вон, инстинктивно пугает нас и настраивает организм на боевой лад. Наступили ли нам на ногу в метро или уволили с работы вырабатываются «аварийные гормоны», адреналин и норадреналин. Они заставляют тело работать в интенсивном режиме и в разы увеличивают мышечную силу и умственную активность.
Второй этап стрессового механизма включается следом: появляются эндорфины и энкефалины «гормоны настроения». Энкефалин вызывает отрицательные эмоции (если события угрожают выживанию или противоречат его задачам). Он же снижает боль. А эндорфин поожительные эмоции, когда ситуация способствует благополучию организма. Он вызывает расслабление и эйфорию. Тот есть, судя по тому, насколько получается справиться с трудностями, люди радуются или расстраиваются.
Зарубежные исследователи считают, что развитие болезней человека чуть ли не в 90% случаев связано со стрессом.К сожалению, организм не может работать на пределе сил бесконечно. Если трудности не решаются быстро, то напряжение затягивается, а неуемная выработка адреналина и энкефалина не прекращается. На их «производство» организм тратит большую часть запасов витаминов С и В, цинка, магния и прочих минералов. В результате физическая и умственная деятельность начинает наоборот тормозиться. Если стресс не прекратится во время, это приведет к полному упадку сил, нервным и другим расстройствам.
Введение..3
1. Понятие и сущность стрессовых ситуаций..5
2. Особенности подросткового возраста..9
3. Стресс и его влияние на подростка
3.1 Общий анализ стрессовых механизмов в подростковом возрасте17
3.2 Причины стрессовых ситуаций в подростковом возрасте
3.2.1 Самопровоцирование стресса18
3.2.2 Социальный стресс.20
3.2.3 Школьный стресс22
3.2.4 Сексуальный стресс23
3.2.5. Семейные стрессы.24
3.3 Крайняя степень стресса - подростковый суицид..26
4. Методы повышения стрессоустойчивости подростков..27
Заключение..31
Список литературы и источников.32
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды.- М,-1995.
2. Гринбер Д. Управление стрессом. СпБ.: Питер, 2002
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.- СПб,-2000.
4. Зайцев Г.К. Твое здоровье. Регуляция психики. СПб. «Детство-пресс»,- 2001.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб., Москва. Харьков. Минск, -2001.
6. Колесова Д.В.,. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М,- 1986.
7. Кочубей Б.И., Эмоциональная устойчивость школьника. - М,-1988.
8. Крайг Г. Психология развития. Спб,-2000.
9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.
Л.: Наука, 1970. 178 с.
10. Мейсон Дж. Психоанализ стресса. М, 2004
11. Немов Р.С. Практическая психология.- М,-1999
12. Петрунек В.П.,. Нелегкий шаг к юности. - М.: «Педагогика».- 1984.
13. Психологический словарь/Под ред. А.П. Глухова. М.: ПРИОР, 2004
14. Психология современного подростка \ Под редакцией Д.И.Фельдштейна, М,-1987.
15. Психические состояния. Хрестоматия \ под Ред. Куликова Л.В.. СПб, - 2000.
16. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
17. Сельи Г. Стресс и дистресс. М, 2005
18. Семенова А.Н. Психологические особенности подросткового возраста. М.: Смарт, 2005
19. Теория стресса/ Сост А.Н. Анисимов. М, 2004
20. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту под ред. И.В.Дубровиной. -М,-1987.
21. Хьелл Л. Теории личности.- Спб,-2000.
22. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Фельдштейна,- М,- 1996.
23. Хухлаева О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс,- 2000.
24. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под редакцией С. В. Березина. Издательство Института Психотерапии. - М., -2001.
25. Филипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, Москва-Харьков-Минск,-2000.