Введение Актуальность настоящего дипломного исследования. История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. Логично поэтому заменить наше предположение о том, что конфликт - постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт - постоянный спутник всего живого на земле. Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества. Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов. Практика показывает, что игнорирование таких сложных процессов как конфликты, при росте их количества, разрушительных последствий и отсутствия профессиональных знаний (методов, технологий и т.д.), способствует разрастанию, углублению и развитию социально-негативных процессов. Самое пристальное внимание руководитель ДОУ уделяет работе с родителями: донести до них максимум необходимых знаний о воспитании детей – одна из главных задач педагогов дошкольного образовательного учреждения. Случается, что между родителями и администрацией, администрацией и воспитателями детского сада возникают трения. И хотя все дети и родители (а так же воспитатели и заведующие), единственные и неповторимые, темы для конфликтов в массе своей похожи. Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины - например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. Следовательно, необходима некоторая теоретическая конструкция, как идеальная схема, позволяющая профессионально провести диагностику конфликтной ситуации и конфликта, с целью минимизации субъективного подхода при принятии управленческих решений, при организации деятельности коллектива и иных действий, сопровождающих деятельность коллектива ежедневно. Объектом исследования: конфликты в учреждении дошкольного образования. Предмет исследования: возможная зависимость уровня конфликтности и уровня успешности деятельности коллектива. Цель настоящей дипломной работы – явить специфику межличностных конфликтов в дошкольном учреждении. Гипотеза исследование: конфликты в дошкольном учреждении имеют свою специфику, определяемую характером организации образовательного процесса. Цель дипломного проекта достигается решением следующих задач: - дать определение и характеристику сущности конфликтов; - определить особенности межличностных конфликтов; - рассмотреть проблемы, возникающие в процессе разрешения кон-фликтных ситуаций; - изучить особенности межличностных конфликтов в организации на примере ГОУ д/с № 1680; - разработать рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, внутри исследуемой организации. Выборка исследования: 20 человек – воспитатели коллектива ГОУ д/с № 1680. Структура работы: настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение 3 Глава 1. Особенности межличностных конфликтов в трудовом коллективе 6 1.1. Конфликтные взаимоотношения в группе 6 1.2. Специфика конфликтов в образовательном учрежде-нии………………...23 Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтов в учреждениях дошкольного образования 37 2.1. Организация эмпирического исследования 37 2.2. Методы эмпирического исследования 38 2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 51 2.4. Рекомендации по результатам исследования 54 Заключение 65 Список литературы 68 Приложение 72
Акимова Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном конфликте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новго-род, 2009. – 22 с.
2. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликт-ной ситуации: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Л., 1983. – 19 с.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Амосов А.Е. Конфликтология. – М.: ПРИОР. 2005
5. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М., 2005. – 125 с.
6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазви-тия. – Казань, 2000. – 608 с.
7. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. – М., 2001. – 22 с.
8. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989. – 224 с.
9. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. – М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офи-церов. - М.: ГАВС, 2002
11. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2009.
12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, биб-лиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006
13. Балашова А.С. Конфликтология. – М.: ПРИОР, 2004
14. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвя¬зи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 2006.
15. Баныкина С. В. Российская модель конфликтологического образова-ния//Сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, техно-логии разрешения. Выл. 14, 2009
16. Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагоги-ческая академия, 2004. С. 49.
17. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагоги-ческая академия, 2004.
18. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – М.: Литера, 2001
19. Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образова¬ния. Теория. Практика. С.-Петербург: СПГУПМ, 2004.
20. Воронин Г. Л. Конфликты в школе. Социологические исследования, 2004, № 3.
21. Гостев В. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления оте-чественной конфликтоло¬гии // Психологический журнал. Т. 17. №2. М.: Наука, 2006. С. 114.
22. Гражданское самочувствие учителей Московской области // Информа-ционно-аналитический материал по результатам мониторингового со-циологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 2007.
23. Гражданское самочувствие учителей Московской области. Информа-ционно-аналитический материал по результатам мониторингового со-циологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 2004.
24. Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просве-щение, 1985.
25. Гришаева Н.П. Нужно ли бояться конфликтов?// Управление дошколь-ными образовательными учреждениями. 2004. №3.
26. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных произ-водственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
27. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2005
28. Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследова-ния. № 3. 2003.
29. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 2001. № 4.
30. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001.
31. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976
32. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии . М.: Россий-ское пед . агенство , 2005.
33. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
34. Козырев Ю. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философия и социоло¬гическая мысль, 2002, № 2.
35. Кон И. Молодежь и общество // Магистр, 2002. Январь. С. 3.
36. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ 2007
37. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать кон-фликты.-М.: Стрингер, 2002.-212
38. Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностр. Психология. -2003. Т. 1 -№2
39. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха, 2000
40. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разре-шения. - М.: ,2002
41. Петровская Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического обще-ния и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 2004.
42. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия сост. Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001
43. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психо-логического климата в советской психологии //В сб. Социально-психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой). - М.: ,1979
44. Синеок В. В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их раз-решения - М.: МКЦ, 2007.
45. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 2001.- С. 19
46. Смирнова Е. Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах // Гуманизация образования. Теория. Практика. СП 6 : СПГУПМ, 2004.
47. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер,. 2001
48. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 2005.
49. Учитель: крупный план // Социально-педагогические проблемы учи-тельской деятельности. СПб.: СПГУПМ, 2004.
50. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 2000
51. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008
52. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социс, 2005, №3.
53. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ, 2002.
54. Шипилов А. И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчинёнными в подразделении-М, 2003
55. Яковлев П.А. Корпоративная этика. – М.: МР3 Пресс, 2002