Введение Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение. В реальной действительности прибыль — конечная цель и движу¬щий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибыли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высоко¬производительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила, свободно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру интернациональной экономики. В этом случае проблема доходов и прибыли становится еще более актуальной и приковывает к себе внима¬ние не только практиков, но и теоретиков. Актуальность темы исследования обусловлена повышенным интересом руководства предприятий к процессу формирования прибыли и поиску подходов, позволяющих организовать управление таким образом, чтобы деятельность предприятия была успешной. Прибыль выступает в данном случае основным критерием успеха. Без прибыли предприятие не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие. Недостаточная эффективность существующих подходов к управлению прибылью, являющейся одной из основных целей существования организации, и фрагментарное освещение соответствующих вопросов в литературе обуславливают их актуальность для российских предприятий и, соответственно, выбор темы и основных направлений исследования курсовой работы. Объектом исследования выступает предприятие торговли ООО «Спортмастер-Казань». Предметом исследования является экономическое обоснование прибыли данного предприятия. Общеметодическим вопросам формирования экономических результатов и стратегическим аспектам управления посвящены труды отечественных: О.С.Виханского, Л.Д.Гительмана, И.Н.Герчиковой, А.С.Голдстайна, В.С.Ефремова, Л.А.Коновалова, Р.А. Фатхутдинова и зарубежных авторов: И.Ансоффа, Р.Акоффа, А.Дайле, П.Друкера, Д.Кэмпбела, А.Д.Литтла, М.Мескона, Г.Минц-берга, Л.Планкетта, М.Портера, А.А.Томпсона, Ф.Селзника, А.Дж.Стрикленда, П.Хейне, А.Чандлера, Д.Шенделла и др. Цель курсовой работы заключается в исследовании проблем экономического обоснования прибыли предприятий торговли. Реализация цели потребовала решить следующие задачи: - изучить экономическую сущность, состав и структуру прибыли; - описать методологические основы анализа прибыли; - дать организационно – экономическую характеристику ООО «Спортмастер-Казань»; - провести анализ формирования прибыли на предприятии; - провести планирование прибыли ООО «Спортмастер-Казань» на 2009 г. и показать резервы ее повышения. В числе информационных источников курсовой работы использованы монографии, учебники, журнальные статьи, материалы научных конференций и семинаров; материалы бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия; законодательные акты и нормативные документы; результаты моделирования. 1. Теоретические и методологические проблемы экономического обоснования прибыли 1.1. Экономическая сущность, состав и структура прибыли Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности [30, с. 12]. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природ¬ных ресурсов) и полезной производительной деятельности хо¬зяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, вклю¬чающая стоимость прошлого овеществленного, труда и жи¬вого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участву¬ющих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроиз¬водства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход,
Введение 3
1. Теоретические и методологические проблемы экономического обоснования прибыли 5
1.1. Экономическая сущность, состав и структура прибыли 5
1.2. Методологические основы анализа прибыли 14
2. Экономическое обоснование прибыли ООО «Спортмастер-Казань» 19
2.1. Организационно экономическая характеристика ООО «Спортмастер-Казань» 19
2.2. Анализ формирования прибыли в ООО «Спортмастер-Казань» 22
2.3. Планирование прибыли ООО «Спортмастер-Казань» и резервы ее повышения 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая и вторая от 1 марта 2002г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. 272 с.
5. Аврова И.А Налог на прибыль: оптимизация расчета. М.: Бератор, 2004. 144 с.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Табурчак П.П., Викуленко Л.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. П.П. Табурчака, В.Н. Тумина, М.С. Сапрыкина. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2007. 352 с.
7. Арефьева А. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли// Менеджмент в России и за рубежом. 2006. - №8. С.35-37.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического ана¬лиза. М.: Финансы и статистика, 2008. 392 с.
9. Балабанов И.Т. Основа финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2008. 389 с.
10. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: Ника-Центр, Эльга, 2006. 752 с.
11. Букаев Г. И. Налог на прибыль // Главная книга. - 2008. - №1. С.11-12.
12. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2007. 218 с.
13. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 2007. 501 с.
14. Видяпина В.И. Бакалавр экономики: Хрестоматия. М.: Триада, 2006. 880с.
15. Гиляровская Л.Т., Соболев А.В. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - №4. С.40-43.
16. Грузинов В. П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 795 с.
17. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2005. 560 с.
18. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006. 456 с.
19. Кадацкий В.П. Прибыль. М.: Финансы и статистика, 2008. 128 с.
20. Ковалев В.В., Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2006.-512с.
21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2007. 377 с.
22. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 2008. - №7. С.29-32.
23. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, проблемы, концепции, методы: Учебное пособие: пер. с фр./ Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. 631 с.
24. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ. / Под ред. Скворцова О.В. - М.: Юрайт, 2008. 879 с.
25. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. 550 с.
26. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: «ПРИОР», 2008. 274 с.
27. Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. Традиционные подход к оценке финансовых результатов// Аудит и финансовый анализ. 2005. -№ 2. С. 45-49.
28. Митина Б.М. Налог на прибыль - что нового? // «Российский налоговый курьер». - 2006. - № 2. С. 17-19.
29. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. - М.: Финансы и статистика, 2008. 489 с.
30. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. М.: Финансы и статистика, 2007. 178 с.
31. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление де¬нежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. М.: Бан¬ки и биржи, ЮНИТИ, 2008. 341 с.
32. Раевский. В.А. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2005. 698 с.
33. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 2006. 441 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", 2009. 539 с.
35. Сафронова Е.Г. Эффективно ли Вы управляете своим предприятием// Финансовый менеджмент. 2007. - № 4. С. 63-65.
36. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2007. 284 с.
37. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 2009.- 472 с.
38. Скамай Л. Прибыль и методы её анализа // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2008. - № 4. - С.72-80.
39. Скляренко В.К, Казакова Р.П. Методика планирования прибыли предприятия // Справочник экономиста. 2005. - №2. С.33-36.
40. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. М.: ИНФА-М, 2007. 208 с.
41. Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. - М.: Прогресс, 2009. 265 с.
42. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. М.: «ЗЕРЦАЛО», 2008. 272 с.
43. Чечета А.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ // Финансы. - 2006. - №5. - с. 32-34.
44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. М.: Финансы и статистика, 2008. 310 с.