Введение Слава Чарльза Диккенса как писателя не померкла при его жизни, и не меркнет после его смерти. Каждое новое поколение видело в Диккенсе что-то свое. Диккенс был очень популярен: именами его героев назывались фирменные блюда и модные костюмы, а лавка древно¬стей, где жила маленькая Нелл, до сих пор привлекает внимание мно¬гочисленных лондонских туристов, заинтересовавшихся надписью на скромном ветхом домике в центре британской столицы: «Лавка древ¬ностей, прославленная знаменитым Диккенсом». Критики называют Диккенса Великим поэтом, по мастерству сравнивают с Шекспиром, отмечая легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом. Диккенса называют хранителем великой традиции английского романа. Писатель был не только создателем, но и прекрасным исполнителем и интерпретатором своих произведений. Он велик и как художник, и как лич¬ность, как гражданин, ратующий за справедливость, милосердие, гу¬манность и сострадание к ближним. Он был великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество замыслов и наблюдений. В английской литературе с именем Ч. Диккенса связана целая эпоха. Так как, преобразовав и видоизменив сам жанр традиционного романа, Диккенс воплотил в своих произведениях огромное количество собственных замыслов и наблюдений. Именно поэтому в его произведениях находят отражение демократические симпатии писателя, его протест против социальной несправедливости. Романы Ч. Диккенса в полной мере раскрывают вопиющие противоречия между бедностью и богатством. Русские критики, также отмечают неординарность Диккенса. Чернышевский писал, что Диккенс стал защитником низших, против высших, каратели лжи и лицемерия. А Горький писал: «Диккенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь, этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям».
Введение 3 1. Особенности миросозерцания Ч. Диккенса 6 1.1. Жизненный путь Диккенса 6 1.2. Своеобразие романов Ч. Диккенса 10 2. Анализ романа Ч. Диккенса «Большие надежды» 16 2.1. Сюжет романа «Большие надежды» 16 2.2. Утраченные иллюзии в романе 20 Заключение 23 Список использованной литературы 25
1. Анисимова Т.В. Стилистическое выражение идеи детства как особого мира в романе Диккенса «Домби и сын» // Филологический сборник : зарубеж. лит. на пороге ХХI в. : межвуз. сб. науч. тр. / Краснояр. гос. пед. ун-т. – Красноярск, 2000. – С. 12-17. 2. Диккенс Ч. Большие надежды/ Пер. с англ. – М.: Терра, 2010. 3. Ивашева В.В. Творчество Диккенса / В.В. Ивашева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1954. 4. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие/Н.А. Соловьева, В.И. Грешных, А.А.Дружинина и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высш. шк„ 2007. 5. Катарский И.М. Диккенс : (критико-биогр. очерк) / И.М. Катарский. – М. : Гослитиздат, 1960. 6. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс : кн. для учащихся / Н.П. Михальская. – М. : Просвещение, 1987. 7. Осипова Н.В. Роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса, У. Теккерея, Т. Гарди : учеб. пособие / Н.В. Осипова ; Балашовский филиал Сарат. гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. – Балашов : Николаев, 2006. 8. Потанина Н.Л. Проблема идеала в творчестве Диккенса : учеб. пособие / Н.Л. Потанина. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 1997. 9. Разумовская Т.Ф. Проблема типического характера в творчестве Ч. Диккенса и Д. Голсуорси : (романы «Домби и сын», «Собственник» // Литературные связи и традиции : межвуз. сб. – Горький, 1974. – Вып. 4. – С. 117-123. 10. Сильман Т.И. Диккенс : очерки творчества / Т.И. Сильман. – М. : Детская литературы, 1970. 11. Скуратовская Л.И. Проблема положительного героя в романах Диккенса конца 1830-х – начала 1840-х гг. // Науч. зап. Днепропетр. ун-та. – 1963. – Т. 79. – С. 93-99. 12. Тайна Чарльза Диккенса : сборник / отв. ред. и авт. вступ. ст. Е.Ю. Гениева. – М. : Кн. палата, 1990. – 534 с. 13. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс : очерк жизни и творчества / М.П. Тугушева. – М. : Детская литература, 1979. 14. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон ; пер., коммент. Р. Померанцевой, В. Харитонова ; вступ. ст. В. Ивашевой. – М. : Прогресс, 1975.