Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей Соответственно способности определяются как свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности. Это общее определение применяется уже несколько десятков лет, правда, с некоторыми весьма существенными нюансами, касающимися расшифровки первой eгo половины: какие свойства личности или ее особенности следует включать в способности. На этот счет существует два мнения. Одни авторы рассматривают в качестве способности какое-либо отдельное свойство, другие их совокупность. В ряде случаев исследователи бывают непоследовательными, переходя с одной позиции на другую, часто даже не замечая этого, что приводит к неадекватности делаемых выводов . Представление о том, что способности - это совокупность свойств личности, характерно для А. И. Ковалева (1965) и К. К. Платонова (1972). Первый под способностями понимает ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, второй - совокупность (структуру) довольно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности, структуру личности, актуализирующуюся в определенном виде деятельности, степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности. В. Н. Мясищевым и А. И. Ковалевым (1960) такая постановка вопроса выражена весьма отчетливо; авторы считают, что под способностями надо понимать ансамбль свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека. Однако целостно-личностный подход страдает существенными недостатками. Во-первых, если признать, что человек обладает несколькими ярко выраженными способностями, проявляющимися в разных по характеру видах деятельности, то нужно будет согласиться с тем, что у него имеется и несколько структур личности. Но как же тогда быть с пониманием таких характеристик последней, как интегральность и целостность?
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей 4 Представления о сущности способностей 7 Свойства способностей 10 Заключение 19 Список литературы 20
Список литературы 1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. —328 с. 2. Ильин Е. П. Психолоrия индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с. 3. Общая психология / Под ред. С. Д. Максименко. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999. 4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2007. – 365 с. 5. Чудновский В. З. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 2006. – 298 с.