Глава 1. Роль цвета в рекламе
1.1. Значение цвета в рекламе
Реклама – это специфическая информация о лицах или продукции, которая распространяется в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредствованного получения прибыли [1, 25]. Задача рекламы (ролика, открытки, буклета, проспекта, каталога и т.п.) – убедить людей в том, что рекламируемый товар необходимо купить. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание аудитории к рекламному сообщению, поскольку из сотни сообщений, которые человек получает ежедневно, только треть осознается и лишь десятая часть имеет шанс повлиять на поведение человека. Необходимо, чтобы аудитория запомнила это сообщение, поскольку людей убеждает то, что остается в памяти. Поэтому информация должна «зацепить», то есть сообщение должно иметь такую форму, чтобы оно запомнилось.
Влияние рекламы на аудиторию осуществляется постепенно, в четыре этапа. Первый этап – привлечение внимания аудитории. Второй этап – пробуждение интереса, заинтересованности аудитории. Третий этап – предоставления аудитории аргументов в пользу товара, который рекламируется, формирование психологической установки, которая доказывает, что предложенные ценности отвечают нуждам аудитории. Именно тогда одолевается барьер недоверия аудитории. Четвертый этап – создание психологической настроенности к запоминанию сообщения [2,19]. На каждом этапе применяются определенные методы влияния на аудиторию. На этапе привлечения внимания чуть ли не самое главное значение имеет подбор цветов в процессе подготовки рекламы.
В XX в. проводилось много исследований по изучению влияния цвета на человека. В начале столетия руководящей страной в этой области была Германия, в середине столетия влияние цвета начали исследовать в Америке. Первой работой в этом направлении можно считать «Учение о цвете» (1810) И. В. Гете, где он делал ударение на значении эмоций и опыта в восприятии цвета [15]. Было доказано, что восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Любая информация, если она не подкрепляется чувством и не вызывает эмоций и впечатлений, быстро исчезает в памяти. Поэтому очень важной для усиления влияния в рекламе является эмоциональная память, на что направлен такой метод, как включение в сообщение эмоциональных элементов. Таким образом, цвет влияет на сферу чувств аудитории, которая является таким же важным объектом влияния, как и мышление. Если удается повлиять на чувство, то и мышление человека легче подвергается влиянию.
Именно цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека:
- вызывают психологическую реакцию;
- подчеркивают качество, настроение, чувство, создают теплую или холодную среду, отображают время года;
- имеют физиологические следствия, как продленные или негативные оптические раздражители;
- касаются ощущений, удовлетворения, приятного внешнего вида и т.п.;
- предоставляют объемность среде и предметам.
Этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, благосклонен к одним цветам, равнодушен к другим и не воспринимает третьи.
Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине ХХ ст [25]. Свои исследования он проводил за задачей одной рекламной фирмы. Постигнув всю глубину и сложность проблемы, ученый стал исследовать ее фундаментально. Создавая свой цветовой тест, Люшер выходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении продолжительного периода исторического развития.
Ученый предположил, что сначала на жизнь человека влияли главным образом два фактора, которые не подлежат произвольному изменению: ночь и день, свет и темнота. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий – поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда – темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый – с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, которые требуют высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием [25, 82].
Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод – цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, а и определенным образом формирует эти эмоции.
Введение 3
Глава 1. Роль цвета в рекламе 5
1.1. Значение цвета в рекламе 5
1.2. Типы различий в восприятии цветов 7
Глава 2. Цветовые решения и особенности восприятия российских и японских рекламных роликов 17
2.1 Восприятие цвета в России и Японии 17
2.2 Особенности использования и восприятия цвета в российских и японских рекламных роликах 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29
1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. – М., ТОО ”ИнтелТех”, 1999. – 80с.
2.Бобылева М.П. Рекламный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006.-334с.
3.Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. - М.,1995.-320с.
4.Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: 2001.-234
5.Боковиков А.К., Лебедев А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М.: РАН Институт психологии, 1995.-186с.
6.Бобылева М.П. Рекламный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006.-334с.
7.Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 624с.
8.Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: СПб., 2004. – 784 с.
9.Владимирская, А. Владимирский П. Нестандартный учебник по рекламе. Ростов н/Д 2004.-134с.
10.Волкова А.И., Пижугийда. Основы психологии рекламы для студентов колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-350с.
11.Волкова В.В. Дизайн рекламы. М, Высшая школа, 2003.-245с.
12.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relation, 5-е изд., доп – СПб, ООО Триз – Шанс – Изд. дом «Бизнес – пресса, 2001. – 256 с.
13.Вокруг света. Черным по белому. – М.: Наука, 1986. - №15(45). – 37с.
14.Гребенкин Ю.Психотехнологии в рекламе-учебное пособие 2000.-162с.
15.Гёте И.-В. Учение о цветах.-М.: Наука, 1994.- 240с.
16.Деребире М. Цвет в деятельности человека.-М.: Наука, 1999.-177с.
17.Джугенхаймер Д.У. Основы рекламного дела. М: Просвещение, 1998.-342с.
18.Джефкинс Р. Реклама: Учебное пособие для вузов. М.:Юнити-Дана, 2002.-240с.
19.Дихтль Е. Хершген Х. – Практический маркетинг: Учебное пособие. – М., “Высшая школа” 2003. – 255 с.
20.Зазыкин В.Г. Психология в рекламе-М.: Датастром, 1992.-276с.
21.Индустрия рекламы. – М.: Кострома, 2002. - № 22 (24). – С. 49-50.
22.Ильин В. Я. Тайны рекламы. — Тверь, Российский брокер,2000.-256с.
23.Король А.Н. Организация и планирование рекламы: Учебное пособие. – Хабаровск: ХГАЭП, 1998. – 124 с.
24.Кандинский В.В. О духовном искусстве.- М.: Наука, 1995.-149с.
25.Люшер Макс, Типология психологических свойств человека. – М.: Медицина, 1994. – 123-125с.
26.Лаптева И. Использование цвета в периодических изданиях. // КомпьюАрт, № 9, 2001
27.Мими Купер, Арлин Мэтьюз Язык цвета. – М.: Наука, 1995. – 147с.
28.Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М.: Евразийский регион. 1998.-296с.
29.Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: ИНФРА-М, 2000.-184с.
30.Оховен М. Магия энергичной продажи: пер с нем. М: Прогресс, 2005.- 364с.
31.Осетрова Е.В. Речевой имидж: Учеб. Пособие / Е.В. Осетрова; Краснояр. Гос. Ун-т. Красноярск, 2004. – 219 с.
32.Ольшанская Н. Цветовое восприятие рекламы. //Индустрия рекламы – 2003-№
33.Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Основы рекламы: Учебник. М., 2006.-526с.
34.Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.: Маркетинг, 2001.-278с.
35.Попова Ж.Г. Психология цвета в печатной рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. №4, 2000.- 398с.
36.Ромат Е. Реклама. Учебное пособие. Киев: ИСИО Украины, 2002.- 258с.
37.Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров/ Под ред. Л.А. Волковой.СПб.: Питер, 2001.- 167с.
38.Смирнова Н.Н., Смирнов С.О. Печатная реклама. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2004.-264с.
39.Сендидж И. Реклама: теория и практика. - М., 2003.-290с.