Введение Актуальность исследования. На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов. Одним из важных факторов эффективной учебной деятельности и успешного личностного становления школьника является развитие внимания, которое является необходимым условием познания окружающего мира, самопознания, осознанного и четкого отображения учебного материала и его крепкого усвоения. Школа выдвигает требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, придерживаться инструкций и контролировать полученный результат. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и учить письму, счету и чтению. Зависимость развития внимания от целеустремленной ведущей деятельности выводит на первый план необходимость такой организации учебно-воспитательного процесса, которая бы обеспечивала развитие внимания как психического процесса вместе с внимательностью как чертой личности школьника. Необходимость исследования внимания учеников начальных классов предопределяется тем, что в этом возрасте внимательность впервые формируется как черта личности, проявляясь в развитии непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Проблема внимания широко исследуется в психологии. В трудах зарубежных ученых (В. Джеймса, В. Вундта, Э. Титченера, Т. Рибо, К. Кофки) были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены важные парадигмы его экспериментального исследования. В отечественной психологии проблему внимания изучали в пределах общетеоретических подходов Л. Выготский, П. Гальперин, А. Леонтьев, Е. Милерян, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе. Исследованием свойств внимания занимались ученые под руководством М. Добрынина, И. Страхова, Ф. Гоноболина. Глубоко исследовали развитие внимания школьников в учебной деятельности Л. Божович, А. Леонтьев, М. Добрынин, И. Страхов и др. В частности, П. Гальперин, С. Кабыльницкая обосновали формирование внимания как развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственных действий. М. Задесенец, Т. Лысянская, М. Горбач выявили соотношение и динамику непроизвольного и произвольного внимания у детей младшего школьного возраста на разных этапах учебы в начальной школе. А. Осипова, Л. Малашинская исследовали проблему диагностики и коррекции внимания у школьников. Л. Бадалян, Л. Журкова, Е. Мастюкова изучали синдром дефицита внимания и причины его появления у детей. И все же осталось еще много неосвещенных аспектов данной проблемы. Современная психология продолжает научный поиск неизученных вопросов методологического, теоретического и экспериментального плана.
Введение…………………………………………………………………….3 Раздел 1. Теоретический анализ проблемы внимания…………………...7 1.1. Раскрытие сущности внимания в подходах зарубежных и отечественных ученых…………………………………………………….7 1.2. Невнимательность и ее причины……………………………………11 Выводы…………………………………………………………………….16 Раздел 2. Экспериментальное изучение внимательности школьников………………………………………………………………..17 2.1. Методические пути исследования и характеристика выборки.…...17 2.2. Анализ результатов экспериментального исследования внимательности первоклассников……………………………………….23 2.3. Программа коррекционных занятий для развития внимания школьников……………………………………………………………….29 Выводы………………………………………………………………….…34 Заключение………………………………………………………………..36 Список использованной литературы……………………………………39 Приложения……………………………………………………………….42
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 624с. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособ. - 2-ое изд., перераб. и доп. - СПб, 2008. - 379 с. 3. Анисимова И. Как помочь ребенку с нарушениями внимания // Психология обучения. - 2001. - № 4. - С. 5-6. 4. Астапов В.М., Дробышева Г.В., Викторова В.В. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детей // Психологический журнал. - 2007. - № 6. - С. 91-100. 5. Баскакова И.Л. Внимание как показатель работоспособности в норме и патологии // Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. труд. - М, 2009. - С. 9-14. 6. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М. - Воронеж: Институт практической психологии, 2007. - 575 с. 7. Божович Л. И. Психическое развития школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М.: Знание, 2009. - 96 с. 8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. редакторша B. C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2009. - 624 с. 9. Возрастная и педагогическая психология / Под редакторши. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с. 10. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособ. - 3-ое изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 128 с. 11. Волкова Т.Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания. -Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2009. – 211 с. 12. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М.: МГУ, 2006. - 224 с. 13. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / Хрестоматия по психологии / Под редакц. А.В. Петровского. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2007. - С. 169-174. 14. Диагностика и коррекция внимания (Из книги Осиповой А.А. и Малашинской А.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет) // Одаренный ребенок. - 2004. - № 8. - С. 31-41. 15. Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детей // Школьный психолог. - 2009. - № 4. - С. 3, 7-9, 14-15. 16. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник. - 3-ое изд., исправ. - М.: МПСИ: Фринта, 2009. - 376 с. 17. Ермолаев О. Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Педагогика, 2007. - 228 с. 18. Общая психология: Учебник / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинская и др. - К.: Лыбидь, 2008. - С. 244-265. 19. Колесник А. Коррекционные упражнения на развитие памяти и внимания // Психологическая газета. - 2007. - № 6. - С. 21-27. 20. Куикова С.Б. Внимание // Кузикова С.В. Теория и практика возрастной психокорекции: Учеб. пособ. для студ. вузов. - Сумы: Университетская книга, 2006. - С. 109-126. 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с. 22. Москалева А. Как развить внимание ребенка // Школьный мир. - 2009. - № 18. - С. 4-6. 23. Обухова Е.Ю. Нарушение внимания у детей с особенностями развития // Вопроси психологии. - 2008. - № 3 - С. 61-70. 24. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников: Учеб-метод. пособ. - М.: Когнито-центр, 2006. - 72 с. 25. Рыбальченко С.М. Концентрация внимания учеников и ее активизация // Биология. - 2006. - № 28. - С. 7-11. 26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с. 27. Родюкова Т.М. Программа коррекции недостатков развития внимания младших школьников. - Х.: Ранок, 2009. – 122 с. 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.І. - М.: Педагогика,2009. - 488 с. 29. Хрестоматия по вниманию / Под ред.А. Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 2006. - 406 с. 30. Черевков М. А. Чтобы оживить внимание // Физическая культура в школе. - 2007. - № 6. - С. 17-18. 31. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2007. - 219 с. 32. Ярошевский М. Г. История психологи. - 3-ое изд., дораб. - М.: Мысль, 2005. - 575 с. 33. Ярошевський М. Г. Психология в ХХ столетии. Теоретик. Проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 2008. - 368 с.