Введение Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка. О замечательных свойствах русской речи Н.В.Гоголь писал так: «Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Безграничная любовь к русскому языку, страстное желание сохранить его богатство звучат в обращении И.С. Тургенева к потомкам: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Беречь язык – это значит повышать уровень речевой культуры. Умение говорить и писать правильно – основной признак культуры речи человека. Допустимо, правильно, желательно в языке все то, что способствует простому, точному, удобному общению всех людей. И наоборот, недопустимо, неправильно, нежелательно все то, что затрудняет общение. С этой точки зрения большое значение приобретает знание основных законов русского литературного языка, обеспечивающих четкую, доходчивую передачу мыслей и чувств в процессе общения людей. Этому способствует в немалой степени системная работа по развитию культуры речи. Культура речи, по определению Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, — это 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху…и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей… 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота. Таким образом, культура речи – это владение нормами и богатствами языка для грамотного, логичного, точного, уместного и выразительного выражения своих мыслей.
Содержание Введение……………………………………………..…………………....3 Глава 1. Нормы современного русского литературного языка……......5 Глава 2. Качества речи ……………………………………………..……8 Глава 3. Риторические правила общения……………………….……...10 Заключение………………………………………………………………12 Литература ……………………………………………………………….13
Литература 1.Буяльский Б.А. Курс на мастерство. – Киев, 1974. 2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981. 3.Жукова Л.О. Содержание «Культуры речи» как раздела курса русского языка в общеобразовательных учреждениях // Русский язык и литература. - 2008. - № 6. 4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1992. 5.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1992. 6. Мурашова А.А. Риторика – инструмент педагогического успеха//Школьные технологии. – 2008. -№3. 7. Плещенко Т.П. Основы стилистики и культуры речи. – М.,1999 8.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1976. 9. Рудь Л.Г., Кудреватых И.П., Стариченок В.Д. Культура речи. – М., 2005. 10. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург, 1997. 11. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – Л., 1969.