Турагент или туроператор использует туристскую путевку, когда производит расчеты с клиентами наличными или с помо¬щью платежных карт, но без применения ККМ. Такой вывод следу¬ет из Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без примене¬ния контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171). Таким образом, турпутевка приравнивается к кассовому чеку. Приказ № 60н, утвердивший форму туристской путевки, вступил в силу с 10 августа 2007 года.
Новая форма бланка содержит два листа. Первый, самокопирующийся, выдается заказчику или туристу, второй остается у туристической фирмы, осуществляющей оформление путевки.
Бланк должен содержать элементы защиты от подделки. Изготавливают бланки строгой отчетности в типографиях, имею¬щих лицензию на осуществление такого вида деятельности.
3.4. Особенности заполнения бланка туристической путевки
Турпутевка оформляется после подписания договора о реализации туристского продукта. Бланк содержит шестизначный номер и серию в буквенном выражении. Эти данные проставляются изготовителем бланков. Сведения о нем также вносятся в турпу¬тевку. Указываются номер заказа, год его выполнения и тираж.
Документ может быть заполнен от руки печатными буквами (черной или синей ручкой). Составить бланк также возможно печатным способом на компьютере. В этом случае подписи, разумеется, следует ставить собственноручно. Кроме того, бланк нужно заполнить четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги. Важно помнить, что подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, ре¬естру) за тот день, в котором они выписаны.
Заполняется бланк лицом, ответственным за совершение операции и правильность ее оформления.
В верхней части бланка указывают наименова¬ние турфирмы, ее фактический и почтовый адрес, телефон, ИНН, код по ОКПО. Туроператору необходимо внести свой реестровый номер согласно Единому федеральному реестру туроператоров.
Далее вносятся сведения о заказчике. Для юридических лиц указывают наименование, адрес, ИНН, код по ОКПО. А для граж¬дан - данные удостоверяющего личность документа, Ф.И.О., место жительства. Аналогичная информация вносится в поле «Турист».
В соответствии с ОКУН заполняется поле «Вид туристского продукта (путешествия)». Единицей измерения тура является ко¬личество дней на одного человека. Затем указывается цена тура, обязательно в рублях, в том числе прописью.
Введение..3
Глава 1. Состав пакета документов по организации туристского путешествия.4
Глава 2. Договор о туристском обслуживании.6
Глава 3. Туристическая путевка..9
3.1. Историческая справка9
3.2.Общие положения.10
3.3. Особенности применения туристической путевки.12
3.4. Особенности заполнения бланка туристической путевки.12
Глава 4. Туристический ваучер..13
Глава 5. Проездные документы..14
Глава 6. Памятка туриста16
Глава 7. Расписка о получении документов.17
Заключение..18
Список литературы..20
Приложение.22
ВВЕДЕНИЕ
Важным элементом обслуживания клиента является документальное оформление взаимоотношений. При этом различают документы для оформления заказа туриста; документы, удостоверяющие личность клиента и непосредственно документы для клиента по организации туристского путешествия. От правильности их заполнения будет зависеть отдых клиента туристической компании. Кроме того, с 1 июня 2007 года вступили в силу поправки к ФЗ от 24 ноября 1996г. №132-Ф «Об основах туристкой деятельности», с чем связано изменение формы туристической путевки и договора с туристом.
Целью данной работы является анализ оформления пакета документов по организации туристского путешествия для туристов в соответствии с новым законодательством в сфере туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить состава документов при оформлении тура;
2) рассмотреть основные принципы оформления договора на оказание услуг между туристом и туристической фирмой, а также туристической путевки и памятки как неотъемлемой части договора;
3) рассмотреть основные принципы оформления прочих документов: ваучера, проездных документов, расписки.
Предметом исследования является документальное оформление отношений между туристом и туристической фирмой во время приобретения туристического продукта, а объектом туристские компании и туристы.
Общим результатом данной работы должен стать комплексный анализ состава пакета документов для туристов, содержащий выводы об основных принципах оформления документов с момента законодательных изменений в сфере туризма.
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
В соответствии с установившейся практикой работы в туристической сфере в состав пакета документов по организации туристского путешествия входят:
- договор о туристском обслуживании;
- туристическая путевка;
- туристический ваучер;
- проездные документы (авиабилеты, ж/д билеты или др.);
- памятка туриста;
- расписка о получении документов.
Данный набор документов может изменяться в зависимости от конкретной заявки туриста. Однако стоит заметить, что согласно российского законодательства и в соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» обязательными документами при оформлении туристского путешествия являются договор (контракт) между туристической фирмой и ее клиентом, туристическая путевка как неотъемлемая часть договора и памятка туриста.
В туристической сфере договор является документом, с помощью которого регулируются взаимоотношения сторон при совершении сделки оказания туристических услуг. Кроме того, договор также является документов при удовлетворении претензий и судебных исков туриста к туристической фирме.
Согласно поправкам к Закону РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» договор должен содержать:
- полное и сокращенное наименование, адрес (местонахож¬дение), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дату и срок дей¬ствия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, которая предоставила финансо¬вое обеспечение, сведения о порядке и сроках предъявления тури¬стом или иным заказчиком требований о выплате страхового воз¬мещения, а также информацию об основаниях для осуществления таких выплат. Это не полный список существенных условий договора, их полный перечень содержится в статье 10 Закона.
Нужно учитывать, что отсутствие в договоре хотя бы одного из существенных условий позволяет признать его ничтожным по основаниям статьи 168 Гражданского кодекса РФ. А это влечет возврат денежных средств, уплаченных по договору.
Если тур реализует турагент, Закон устанавливает дополни¬тельные требования к договору. В частности, такой договор должен содержать информацию о том, что исполнителем, оказывающим туристу услуги по догово¬ру, является туроператор. А также информацию о возможности ту¬риста обратиться с письменным требованием о выплате страхо¬вого возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей тур¬оператору финансовое обеспечение.
При реализации туров помимо договора туристу выдают туристическую путевку, которая является бланком строгой отчетности и обязательным приложением к договору. Помимо путевки в случае оформлении выездного тура туристическая фирма может выдать клиенту дополнительно туристический ваучер, который устанавливает право туриста на заказанные услуги и подтверждающий факт их оказания.
Транспортные документы включают билеты установленного образца, багажные квитанции, квитанции доплат за сверхнормативный багаж и т.п. Специфика оформления пакета документов для туриста будет рассмотрена в следующих главах.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М.:. Аспект Пресс, 2002. 470 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-СПб.:Издательство Невский Фонд, Издательский дом Герда, 2002.-320 с.
3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -352 с.
4. Герасименко В.Г. Основы туристического бизнеса. Одесса: Экономика, 1997.-236 с.
5. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. М.: Вита-Пресс, 2003. 211 с.
6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 256 с.
7. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 325 с.
8. Основы туристической деятельности: Ученик / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; под ред. Г.И. Зорина. М.: Советский спорт, 2000. 256 с.
9. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 400 с.
10. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. М.: Тандем, 1998. -315 c.
11. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. -289 с.
12. Н.Н. Митина Памятка для туриста/ Учет в туристической деятельности, №4, 2005г., стр.65-69.
13. С.К. Селиванова Как оформить продажу путевок? / Учет в туристической деятельности, №1, 2006г., стр.83-85.
14. Е.С. Григорьева Оформляем туристский ваучер / Учет в туристской деятельности, №1, 2005г., стр.61-62.
15. Н. Н. Петрова Заявка на бронирование тура/ Учет в туристической деятельности, №3, 2005г., стр. 83